Раскрыта тайна женской кожаной шапки, найденной при строительстве фундамента для бани в селе Косулино.
Два года назад в наш музей им. Н. Д. Томина обратилась Гулханыс Арыстанова, PhD докторант по истории и культуре одежды в университете Улудаг в Бурсе (Турция), которая исследует тему «История и культура одежды в Османской империи и Казахстане в 19 веке» и пишет диссертацию.
В своем письме она сообщала: «…у меня к вам одна просьба. Можете мне предоставить информацию о получении материалов об одежде, aксессуарах одежды, ювелирных изделиях казахов и анатолийских тюрков, огузов, принадлежащих 19 веку? Я в Турции исследую одежду казахов в 1801-1900 годах. А в Венгрии и 20 век включается. Мне нужны именно казахские головные уборы, одежда, аксессуары, каталоги».
По её просьбе я выслал имеющиеся у меня сведения по этой теме и фото нашего музейного экспоната - головного убора, который она увидела в Государственном каталоге – базе данных о предметах, хранящихся в музейном фонде России. Ранее сотрудниками областного краеведческого музея он был атрибутирован как «Шапка женская кожаная с металлическими украшениями (свадебный головной убор?), 19-начала 20 вв., казахская, но, возможно, и татарская».
Нашли экспонат жители села Косулино при копании ямы под фундамент бани и подарили музею в 2005 году.
Посыпалось много вопросов от Гулханыс. Чтобы на них ответить, пришлось и мне заняться этим экспонатом, тем более подобных известных предметов в Курганской области нет, да и учёные из Казани, приезжавшие в наш музей в 2017 году, сообщили, что таких так же нигде не встречали.
В ходе исследований мы предположили, что это всё же казахский головной убор, возможно, племени кирей, которое в 19 веке кочевало в нашем районе, а потомки живут и сейчас, и уж точно не женский, а мужской.
В июне 2021 года Гульханыс сообщала: «Спасибо огромное! Знаю, что у Вас и без меня много работы. Да, есть головные уборы у казахов, похожие на этот «дулыга» (шлем воина-прим.). «Саукеле» укоротили сегодняшние казахи. Даже орнамент модернизировали и перемешали. У каждого орнамента было своё место. Например, наверху использовали орнаменты космические, как звезда, солнце, луна и т. д., в середине головного убора земные орнаменты, как дерево, птицы и т. д., а внизу головного убора подземные орнаменты, как вода, змея, означающая долголетие, нескончаемое благо. Ещё в истории есть такие материалы, что стоимость «саукеле» могла достигать 2000 лошадей! Но их высота была 70 - 90 см. Там у каждой детали своё значение…».
Историк из Турции сетовала, что им не хватает территориальных исследований, так как у каждого рода свои покрой, свой цвет, свой орнамент.
«У кереев и найманов в Монголии приобрела 25 видов одежды из музея Баянолгей. Может с теми кереями соответствует одежда кереев, которые живут у вас?» – спросила Гулханыс в переписке. – «Фото экспоната и сведения (прим. автора) войдут в мою диссертацию, обязательно напишу ваши инициалы и наименование музея».
В последнем письме я попросил Гулханыз, если всё же она определит название и назначение нашей «кожаной шапки», сообщить об этом.
И вот спустя два года пришло новое письмо с её сенсационным для музея открытием!
Помните, Вы отправили мне шапку женскую кожаную с металлическими украшениями? Выяснилось, что это мужской чехол для шлема - первая половина XIX века! Недавно в Казахстане была опубликована энциклопедия. Там я увидела точно такой же головной убор! Как раз я делаю ссылку на ваш музей… С уважением, Гулханыс Мекенбайкызы.
Так, с помощью историка Гулханыс Арыстановой из Турции неожиданно была разгадана загадка «женской кожаной шапки из села Косулино».
К слову сказать, Улудагский университет считается одним из лидирующих высших образовательных заведений Турции, там действуют 13 факультетов, две высшие школы, 15 высших профессиональных школ, четыре института, консерватория, 21 исследовательский центр, пять отделений при ректорате. Проводятся научные исследования международного уровня, в одном из которых принял участие и наш музей имени Н. Д. Томина, за что я выразил Г. Арыстановой огромную благодарность и пожелал на отлично защитить диссертацию.
С. Батуев, директор музея
им. Н. Д. Томина.
Справка
Гулханыз Мекенбайкызы ссылается на энциклопедию, опубликованную под редакцией Ералы Оспанулы «Казахи. Искусство кочевников», Шымкент. Полиграфкомбинат, 2021, б. 461. на странице 42.
Справка
Познакомиться с уникальным экспонатом - чехлом для шлема - можно в краеведческом музее им. Н. Д. Томина в буднии дни.
Комментарии