Есть люди – легенды, те, кто прожил яркую жизнь и остался в памяти потомков. Один из них Николай Дмитриевич Томин, храбро сражавшийся на фронтах Первой мировой войны, а затем боровшийся за идеалы революции. Помнят легендарного комдива в Куртамыше. И в честь его 135-летия 16 декабря в городе прошли памятные мероприятия.
Время доблести и славы
Николай Дмитриевич Томин родился 4 декабря (ст. ст.) 1887 г. в посёлке Кочердыкском Усть-Уйской станицы Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне с. Казак-Кочердык Целинного района Курганской области).
С 1902 г. жил в Куртамыше, служил приказчиком у купца А. Завьялова.
Здесь, в Куртамыше, он женился на А. И. Клоповой. Построил дом. Отсюда Томин ушёл на Первую мировую войну, оставив завещание на имя жены и фотографию на память... «Нюсенька, сегодня пишу и шлю тебе привет из Златоуста… сели в вагоны в 11 часу ночи... нас везут в вагонах по 30 человек…».
С августа 1914 года Николай Томин в составе 12-го Оренбургского казачьего полка участвовал в боях против германских и австро-венгерских войск. Постоянно писал письма родным: «Дорогая мама и Нюся! … Вот уже третьи сутки с позиции снялись, стоим в лесу... 4 июня (1916 г. - прим. автора) ходили в атаку в конном строю…. Наш полк сильно пострадал… нас из 700 человек убито и ранено 170 человек и 10 лошадей… не стоит много говорить. Жив буду, потом всё расскажу, что видел и слышал».
За участие в боях и проявленное личное мужество Н. Томин был награждён Георгиевским крестом 4-й степени № 402016 и Георгиевской медалью 4-й степени № 266003, а также был произведён в младшие урядники, о чём он сообщал жене в очередном своём письме: «Меня наградили крестиком … был очень сильный бой, такой, что не каждому посчастливится остаться в живых… я, слава богу, остался жив…».
После февральской революции 1917 года Томин был избран членом сотенного, полкового и дивизионного комитетов, а в январе 1918 года он - член Троицкого горисполкома, начальник охраны города и уездный военный комиссар, один из инициаторов проведения в Троицке съезда казаков-фронтовиков, в марте 1918 года Томин - командир первой сотни созданного в Троицке 1-го социалистического казачьего полка имени Степана Разина.
С июля 1918 г. Томин командир Троицкого отряда в партизанской армии В. Блюхера и братьев Кашириных. После боёв на Урале Томин был награждён золотыми часами с надписью «Честному воину РККА Н. Д. Томину. ВЦИК. 1918 год». В последующем он командир бригады 30-й стрелковой дивизии, начальник 10-й кавалерийской дивизии, Томин также входил в командование Забайкальской группы войск. В 1923-24 годах - слушатель Высших академических курсов. Неожиданно он был отозван с курсов и, как писала Анна Ивановна Томина своей матери в Куртамыш: «Получил назначение в Бухару».
С апреля 1924 года Николай Дмитриевич командовал 6-й Алтайской кавалерийской бригадой в Восточной Бухаре, громил басмачей.
Неотъемлемой чертой Томина, как командира, являлось его непосредственное участие в боях. Только за 15 дней он побывал в 27 атаках против басмаческих банд. В одной из стычек с басмачами он был ранен и находился на излечении в Кулябском госпитале. Басмачи, узнав, что в Кулябе остался небольшой красноармейский отряд, 11 августа 1924 года готовились напасть на малочисленный гарнизон. Как только Томин получил сведения об этом, он покинул больницу и, возглавив комендантский эскадрон, направился на розыск басмачей.
«12 августа 1924 года в 5 часов вечера преследуя басмаческую банду в районе кишлаков Шар - Юкутут, в 20 верстах от села Куляб - писала 22 августа 1924 г. газета «Красная звезда» - Томин был «смертельно ранен и через 20 минут скончался».
Похоронен Н. Д. Томин был в Кулябе, который позднее стал городом. К 1950-м годам город стал расширяться, и могилу комдива в 1951 году перенесли в центр. В 1956 году стараниями секретаря горкома Мирзо Бекматова на могиле Н. Д. Томина был установлен памятник высотой более 5 метров.
За время службы в Красной Армии Н. Д. Томин был награждён советским правительством высшими государственными наградами того времени - двумя орденами Красного Знамени. От младшего урядника (младший сержант - прим. автора) дослужился до командира дивизии (генерал-майор - прим. автора). Именем Н. Д. Томина названы улицы в городах Троицке, Кургане, Куртамыше и краеведческий музей в Куртамыше. Его имя носили пионерские отряды, дружины и колхозы. В городах Троицке, Кулябе, Кургане, Куртамыше и с. Казак-Кочердык Томину установлены памятники. Он первый куртамышанин, которому установлен памятник в Куртамыше, а на доме - мемориальная доска.
Годы забвения
С развалом Советского Союза, сменой политического строя, гражданской войной 1992 - 1997 гг. в Таджикистане, нарастающий исторический нигилизм изменили отношение к личности Томина. В Куртамыше, после смерти в 1985 году его жены, отказались от идеи создания мемориального музея в доме Томиных, … исчезли пионерские дружины, училище в Кургане, развалились колхозы… Не было многие годы никаких сведений о его могиле в г. Кулябе, только три года назад я узнал о том, что памятник на его могиле в Кулябе был снесён. По его могиле местные жители протоптали тропинку ещё более четверти века назад, а сквер забросили …
Возвращение памяти
В 2014 году, в год девяностолетия гибели Н. Д. Томина, группа «Память-201», 201-й российской военной базы в Таджикистане, начала реставрацию памятника на месте гибели легендарного комбрига, и 15 марта 2015 года эта работа под руководством корреспондента-организатора газеты «Солдат России» Гафура Шерматова была завершена. В торжественной церемонии открытия памятника приняло участие руководство Восейского района Хатлонской области Таджикистана, командир 201-й российской военной базы генерал-майор Е. В. Тубол, представители посольства России, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-афганцы, представители таджикской общественности, учащиеся школ Восейского района.
Выступающие на открытии памятника отмечали, что Н. Д. Томин прожил недолгую, но яркую жизнь, посвятив её без остатка борьбе за лучшее будущее. «Сын двух народов» - до сих пор называют Николая Томина местные жители. Он остался в истории не только как умелый военачальник и отважный воин, но и как человек, помогавший местному населению наладить мирную жизнь, чем снискал к себе любовь и уважение таджикского народа.
На заброшенной могиле Н. Д. Томина в г. Куляб полковым священником 201-й российской военной базы отцом Романом, была отслужена заупокойная лития…
Активисты обратились в хукумат (Администрацию города) Куляба с просьбой разрешить перезахоронить останки Томина на закрытое русское кладбище Куляба. Было получено согласие, но не было выделено на это средств. По могиле Томина жители продолжали ходить…
В 2019 году наш музей и правнучка дяди Н. Д. Томина из Свердловской области - Н. М. Ялунина три года через МИД РФ и Посольство РФ в Таджикистане вели работу по перезахоронению его останков из Таджикистана в Куртамыш, рядом с могилой жены. Была проделана большая подготовительная работа, но мэр Куляба нынче отказал в перезахоронении.
Неожиданно мы узнали, что 17 июля в Кулябе прошли торжественные мероприятия памяти Томина: местные власти установили и открыли новый памятник на могиле Н. Д. Томина и бюст на месте его первого захоронения.
В мероприятии приняли участие мэр Куляба Бахтиёр Назарзода, посол России в Таджикистане, представители Комитета ветеранов по делам воинов-интернационалистов Кулябской группы районов, военнослужащие Минобороны РТ и 201-й военной базы РФ, представители Совета ветеранов войны и труда города и другие.
Это историческое для Куляба событие было освещено в местных СМИ. Пришло официальное извещение об этом событии из Посольства РФ в РТ и губернатору Курганской области.
Так, могила Н. Д. Томина и память о нём в Кулябе были восстановлены.
С. Батуев,
директор краеведческого
музея им. Н. Д. Томина.
От редакции:
В октябре Н. М. Ялунина и С. В. Батуев установили на могиле А. И. Томиной памятник и оградку.
Комментарии