"Январский вечер" художника Владимира Колова

В Магнитогорске открылась персональная выставка нашего земляка

Выставка с таким названием открылась 27 января в Магнитогорской картинной галерее. Её автор – наш земляк, заслуженный художник РФ, участник большого количества всероссийских и международных выставок. 
Владимир Колов, современный мастер живописи, чьё творчество известно не только в Уральском регионе, но и по всей России. 
 
Магнитка – мой город
 
С большим теплом Владимир Колов говорит о своей малой родине, Куртамыше, старинном городке Курганской области в окружении живописной природы – холмов, лесов, озёр. Парень из рабочей семьи всегда рисовал стенгазеты, боевые листки, но, только вернувшись из армии, стал посещать изостудию, руководитель которой увидел в юноше талант и сказал: «Надо учиться!»
Хоть это и первая в Магнитогорске персональная выставка автора, но до сих пор про Магнитку Владимир Колов говорит: это мой город. Сюда приехал он 40 лет назад поступать на худграф МГПИ. 21-летний, успевший отслужить и поработать, он считал себя чуть ли не стариком на фоне 17-летних выпускников школы, поэтому решил поступать на заочный. Но тут встретил своих земляков, к тому времени уже окончивших четыре курса, и ребята уговорили его идти на рабфак. В Магнитке художник начал свою выставочную деятельность – сначала персональная выставка летних этюдов в институте, потом участие во всесоюзной экспозиции. Здесь во время учёбы встретил жену Ларису, с которой вместе уже 37 лет, здесь родились его дочери, многие годы он приезжал каждое лето к родственникам жены, и эти впечатления – в его работах. 
– Мы были наивными тогда, в 20 лет. Всё казалось простым, всё для тебя открыто, может быть, это наивное представление о жизни сохранилось во мне и сейчас, и это, наверное, хорошо, – улыбается художник. 
Учёба давалась легко, с удовольствием. С большим теплом Владимир Колов вспоминает своих педагогов – Альбину Портнову, Бориса Гагарина, Рашита Сафиуллина, Геннадия Плахова, Александра Куликова и многих других.
 
Поиски и придумства
 
После третьего курса педагоги сами стали предлагать ему получить академическое образование. Так Владимир Колов перевёлся в Красноярский художественный институт, где проучился ещё 5 лет. 
– Во время учёбы в Магнитогорске мне, как я тогда думал, не хватало академичности, натуры. Но в итоге я понял, что натура без какой-то степени свободы – тоже нехорошо. Я стал скучать по магнитогорским педагогам, привозил работы, разговаривал. Что-то я взял отсюда, что-то из учёбы в Красноярске. Уже перед дипломом стал искать свой язык, - вспоминает Владимир Валентинович.
Эскиз к дипломному проекту – самая ранняя работа на выставке. И в ней навыки и смыслы, обретённые в Магнитогорске, взяли верх над академичностью. Пластические поиски, пересмотр логики плоскостей первого и второго плана, когда изображённые предметы становятся второстепенными, растворяются в мареве первоматерии, а на первое место выходит плоскость холста, работа мастихином (любимый инструмент Владимира Колова и сегодня) – всё это вызвало неоднозначные мнения педагогов, но молодого художника поддержал ректор института Виталий Петров-Камчатский. А практика подтвердила: не всегда тем, кто стремится быть отличником, школьные и вузовские оценки подтверждает жизнь. Чаще успешным становится тот, кто, как Владимир Колов, не боится идти своим путём.
Эту работу художник называет предтечей своего художественного языка. А он у Владимира Валентиновича действительно необычен.
– Во-первых, я всегда мыслю от плоскости, – говорит мастер. – Я не делаю пространственных вещей, практически не пишу с натуры. Мне нужно сначала походить, посмотреть, впитать в себя и уже потом писать. Все эти работы написаны с каких-то маленьких зарисовок. Большие цветовые массы, которые пластично перетекают друг в друга – у меня даже сама форма несёт содержательную нагрузку, сам мазок, характер конструкции содержательны.
Яркий пример тому – работа «Семь новых лун». Скамейка, ряд фонарей, над которыми розовые шары-светильники, и две уходящие за край полотна фигуры с тележками, белая и чёрная – то ли тень, то ли антипод… 
– Во всех работах из цикла «Продавцы снов» полупрозрачные, нереальные персонажи – придуманные, не существующие или не могущие существовать вообще. И я это своё «придумство» выставляю наперёд, – говорит Владимир Колов. – Эти шарики как символ счастья, красоты, внимания – на самом деле миф, кусок пластика, пустой внутри, показное, ненастоящее. 
 
Некритический реализм
 
Персонажи и символы кочуют из работы в работу. Вот в картине «Продавцы снов» шары украшают некие металлические конструкции, а те же полупрозрачные персонажи идут с лестницей. Вот эта связка шаров перелетела в «Новолуние life» к ногам сидящих на лавочке бомжей, а вот те же бомжи в деле – роются в мусорных контейнерах в картине «Облака прошедшего дня». Вот ещё одна работа с асоциальными элементами – «Мужские развлечения», повторение той, что в своё время закупило Министерство культуры РФ, единственную работу нестоличного автора. В старом дворике трое выпивох за любимым делом спрятались за висящим бельём, но будто и сами висят на этих прищепочках.
– Это не критический реализм, ни в коем случае я их не осуждаю, просто такая констатация факта, – говорит художник. – Вообще мой стиль определяют как постмодернизм, но сам я его называю ассоциативным реализмом, когда реализм некие ассоциации вызывает.
Этими ассоциациями полны зауральские пейзажи на картинах Владимира Колова. Впечатляет работа «Запоздалая птица», посвящённая местам детства, двоюродной бабушке. Художник вспоминает, как в деревне Приречная часто выключали свет, и они долгими зимними вечерами разговаривали в полутьме. Бабушка Мария Григорьевна Пономарёва рассказывала о молодости, ушедших на фронт братьях. В своё время эта картина получила золотую медаль на региональной выставке, и сам автор считает её одной из самых своих удачных работ. Ещё одна работа на ту же тему – «Красные кони, белое поле». Стол, видимый сквозь дверной проём, незатейливый деревенский натюрморт, стул, с которого словно только что встал и ушёл на фронт отец, и скачущие орнаментом по краю скатерти красные кони.
Своим предчувствием недоброго поражает диптих «Перекати-поле». Диптихи и триптихи достаточно часто встречаются среди работ Владимира Валентиновича. Для него представляет особый интерес покадровое развитие картины как живописного произведения, протяжённого во времени.
Почти 20 лет Владимир Колов прожил в Ханты-Мансийске, где преподавал живопись на кафедре ДПИ Института дизайна и прикладных искусств, возглавлял региональное отделение Союза художников России в ХМАО. Выйдя на пенсию, он вернулся в родной Куртамыш, но сейчас возобновил преподавательскую деятельность в Тюмени. Кстати, там состоится следующая после Магнитки персональная выставка художника.
Открытие выставки в Магнитогорске прошло на редкость тепло. Собралось много друзей-художников – педагогов, однокурсников. Было много воспоминаний и добрых слов. Выставка будет работать до 26 февраля.
Наталья Лопухова, 
В 2010 году Владимир Колов по приглашению международного центра искусств «Ситэ интернешнл» два месяца жил и работал в Париже, за это время написав 20 работ. Результатом стала его персональная выставка в столице Франции. Несколько работ из французской серии смогут увидеть на выставке и магнитогорцы. Есть здесь и картины, которые автор написал в Венгрии.

Владимир Валентинович Колов, заслуженный художник РФ, перед открытием персональной выставки в Магнитогорске, городе, с которым у него по сей день сохраняется незримая душевная связь.

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Виктория Сорокина из Каминского поучилась в литературной мастерской Захара Прилепина

Все новости рубрики Культура