Когда изъятие ребенка - единственный выход!

У хороших родителей детей не забирают

Дела, связанные с отобранием детей, хорошо известны в судебной практике Куртамышского районного суда, в течение последнего десятилетия поток дел о лишении родительских прав не имеет тенденции к снижению.

В рамках деятельности суда процедуры изъятия детей из семьи сопряжены с разрешением исковых требований о лишении и ограничении родительских прав (ст. 69 - 71, 73 - 75 СК РФ); в рамках деятельности административных органов опеки и попечительства - это немедленное отобрание ребенка (ст. 77 СК РФ), что впоследствии также предполагает обращение в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.

Разрешение споров о лишении или ограничении родительских прав доставляет определенные сложности всем участникам судопроизводства.

Ведь на самом деле в рамках судопроизводства и его строгой гражданско- правовой формы суду приходится вникать в сугубо личные вопросы межличностных взаимоотношений членов семьи, обращаясь для их разрешения не только к юридическим, но и нравственным нормам, которые зачастую в гораздо большей степени, чем нормы права, определяют глубинные процессы жизни каждой конкретной семьи.

Объективная оценка ситуации, сложившейся в семье и влияющей на воспитание ребенка, формирование его личности требуют от суда, прокурора, органа опеки и попечительства не только правовых знаний, но и познаний в психологии, педагогике, а также твердой нравственной позиции и понимания тех социальных процессов, которые охватывают жизнь семьи и ребенка в современном российском обществе.

Это касается не только исков о лишении родительских прав, которые предъявляются к родителям в ситуациях очевидного семейного неблагополучия, но и споров между внешне вполне благопристойными родителями, которые не находят согласия в своих взаимоотношениях, а вопрос о лишении родительских прав ставится одним из них скорее с целью досадить другому, юридически лишить его возможности общения с ребенком и дальнейшего участия в воспитании, а также иных непростых и разросшихся до судебной тяжбы межличностных семейных конфликтов.

Не стоит забывать об участии в процессе специалистов самых разных категорий: инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов органов

управления образованием, по охране прав детей, педагогов, педагогов- психологов, социальных педагогов, врачей - психологов-диагностов, психиатров и других, при необходимости проводятся экспертные исследования.

Полученные в таких случаях доказательства помогают суду диагностировать внутрисемейные отношения и взаимоотношения ребенка с каждым из родителей, выявить психологические особенности каждого из родителей и ребенка, дать психологический анализ семейного конфликта в целом, определить наличие или отсутствие психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей, установить иные имеющие значение для дела обстоятельства.

Сложность дел о лишении и ограничении родительских прав, как и вообще споров о воспитании, предопределена также тем обстоятельством, что семейно­правовой конфликт охватывает не только осуществление права ребенка на воспитание в семье (ст. 54 СК РФ), но и право (а не только исполнение обязанности) каждого из родителей воспитывать своего ребенка.

Не случайно положения ст. 9, 10 Конвенции о правах ребенка ООН исходят из недопустимости разлучения детей и родителей без их согласия и предполагают такую возможность только при определенных условиях и в соответствии с установленными процедурами. В основе этого подхода, нашедшего отражение в ст. 55 СК, лежит понимание значимости сохранения социальных связей между ними не только в отношении конкретных родителей и детей, но и общества в целом.

Конвенция о правах ребенка и Семейный кодекс РФ отдают приоритет в воспитании ребенка в первую очередь его родителям, одновременно возлагая на них соответствующую обязанность и ответственность за воспитание, что также небезосновательно. Именно родители в силу близкого родства с ребенком способны в наибольшей степени учесть индивидуальность ребенка при его воспитании, выявить соответствие интересам ребенка воздействия на него кого- либо или чего-либо. Родители являются законными представителями детей и достаточно свободны в осуществлении своих прав, а закон исходит из недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи (ч. 2 п. 1 ст. 1 СК РФ). Ситуация, когда родители становятся врагами своим детям, оказывают отрицательное воздействие на них, к счастью, пока еще не норма социальной жизни. Но она свидетельствует об ослаблении влияния на людей норм морали, а при масштабности своего распространения говорит о разложении общественного строя, поскольку в основе любого общества на его микросоциальном уровне лежит любовь матери и отца к своему ребенку, их забота о нем.

Как только семейный конфликт выходит за рамки семьи и становится предметом судебного рассмотрения, вопросы о том, надлежащее или ненадлежащее воспитание получает ребенок в семье, в какой степени это предопределено сознательными действиями родителей и насколько отвечает интересам ребенка сохранение межличностной связи с родителем (родителями), перестают быть исключительно частным делом и встают перед органом публичной власти.

Р. Клещев, помощник судьи.

Комментарии

Школьники читают стихи о войне, рассказывают о фронтовых буднях и жизни в тылу...

Все новости рубрики Общество