Матильда. Имя и человек, спасший жизни

Год педагога и наставника. Рассказываем удивительную историю любви на войне

Мою бабушку назвали необычным именем. Прабабушка Татьяна Филипповна Волох очень хотела назвать дочь в честь подруги – Мотей, но под таким именем зарегистрировать ребёнка отказались, объяснив, что полного такого имени попросту нет. И предложили другой вариант – Матильда, чтобы сокращённо называть дочку «Мотей». Моей прабабушке, жительнице Донбасса, показалось это странным, но спорить не стала. Так и росла в украинской глубинке девочка с... немецким именем.
В июне 1941-го Матильда окончила школу, успев хорошо изучить немецкий язык. Когда фашисты захватили город на Донбассе, где проживала Мотя с родителями, девушку с немецким именем и хорошим знанием языка не расстреляли – подумали: немка, подумали: своя. И отправили её и Татьяну Филиппову в Германию, пленными. Разными эшелонами. Они потерялись. Волею судьбы оказались в одном и том же городе Хёкстере. Но об этом не знали: служили по хозяйству в разных немецких семьях.
Татьяна Филиппова была в семье очень жестокого человека, который мог оскорбить и ударить, а Матильде повезло – она ухаживала за детьми, помогала по хозяйству в многодетной доброй семье, где 16-летнюю девочку не обижали.
Несколько лет мама и дочь ничего не знали о судьбе друг друга, жили в разных частях города. Но однажды прошёл сильный дождь, и дорогу, по которой ходила Матильда, развезло. Девушка решила пройти по параллельной улице и… лицом к лицу встретилась с мамой. Сколько радости и слёз было в этот день, можно только представить! Именно тогда они решили никогда больше не расставаться.
Рядом с Хёкстером был расположен концлагерь, в местечке Шварцвальд, куда девушку с немецким именем и знанием языка пригласили стать телефонисткой и переводчицей.
Отступлю немного и расскажу о своём дедушке – Викторе Ивановиче Мочёнове. Участвовал в боях за Крым, где был тяжело ранен, артиллерийское орудие переехало ему ноги. Попал в окружение и в плен. Как он в условиях концлагеря смог встать на ноги, не знаю. Но судьба как будто хранила его. Виктора перебрасывали из одного лагеря в другой, и каждый раз он чудом оставался жив. Виктор пережил и расстрелы во время построения, когда убивали каждого десятого (однажды был девятым), и воспаление, когда на животе образовался нарыв. Его выходил еврейский врач, сам впоследствии попавший в газовую камеру. Узник всегда с огромной благодарностью вспоминал этого человека, спасшего ему жизнь. Затем Виктор выжил, когда его заставили копать самому себе могилу перед расстрелом. Один их офицеров концлагеря решил, что Мочёнов еврей, потому как у него длинный нос с горбинкой. Спас другой немецкий офицер, который сходил за личным делом заключённого и доказал, что Виктор - русский. Измождённого, раздавленного Виктора в 1944 году перевели в концентрационный лагерь, расположенный в Шварцвальде, где телефонисткой и переводчицей была Матильда.
Много лет спустя он так рассказывал об их первой встрече: когда увидел юную миловидную кудрявую девушку, невольно подумал: как же она похожа на русскую. И даже смеётся, как русская. В первый миг он её …возненавидел – подумал, что она добровольно работает на немцев, а не пленная.
Матильда зашла в барак с каким-то важным офицером. Переводила его слова для вновь прибывших о распорядке лагеря, в числе которых был и Виктор Мочёнов. Когда офицер вышел, Мотя сказала: «Ребята, не переживайте. Здесь можно выжить, главное – соблюдайте распорядок». Этого мгновения поддержки было достаточно, чтобы Виктор влюбился – на всю оставшуюся жизнь!
В конце 1944 года к Шварцвальду всё ближе подступали союзные войска. Командование концлагеря заволновалось. Решили убрать свидетелей своих преступлений. О том, что все заключённые концлагеря будут отправлены в газовые камеры, из телефонных разговоров узнала телефонистка Матильда. Вместе с подругой она решила организовать побег заключённых.
В одну из ночей нескольких советских солдат и офицеров, в том числе и Виктора, удалось вывести за ограждение. Матильда спрятала их в стоге сена, в сарае, принадлежащем семье её хозяина.
С утра в концлагере обнаружили «пропажу». Конечно, подозрение сразу пало на Матильду. К хозяину Моти пришла целая «делегация». Фашисты устроили настоящий допрос. Но глава семейства только подтвердил алиби девушки, хотя прекрасно знал, что Матильда кого-то прячет и сарае, а из дома пропадают продукты. Не выдал! Все последующие годы Мотя с огромной благодарностью вспоминала обычную немецкую семью, которая относилась к ней по-человечески, с уважением и защитила от гибели.
Через две недели в город зашли союзные войска. Виктор решил вернуться в действующую армию, но обещал, что обязательно найдёт Мотю после войны и женится на ней.
Виктор Мочёнов участвовал в боях за Берлин. В 1945-м, когда Моте и её маме уже ничего не угрожало, они решили также перебраться поближе к Виктору. Впоследствии бабушка рассказывала: шла по берегу реки в центре города и вдруг на другой стороне увидела Виктора. Он протянул руку и, указывая на неё, сказал: «Вот же она!». Больше они не расставались. Решили пожениться.
Бабушка вспоминала ещё один случай, который произошёл с ней в начале мая 1945-го. Она стояла с Виктором и группой солдат. В этот момент все вытянулись «в струну». А Виктор, по её рассказу, как будто даже привстал на носки. К ним подходил какой-то человек в военной форме. Он шёл мимо, но, увидев Мотю, резко развернулся и направился к ней. «Вы почему одеты не по-уставному?» – обратился он к девушке. Матильда была одета в своё единственное белое платьице. Пришлось объяснять, что она не военнослужащая, а пленная. Теперь её освободили. Парень, что рядом, – жених. (Виктор ещё больше вытянулся «в струну»). И было отчего. Оказалось, с ней разговаривал Георгий Константинович Жуков. Когда он узнал, что Мотя хорошо знает немецкий, была телефонисткой и переводчицей в концлагере, очень обрадовался. Он как раз хотел проводить допрос пленного немецкого офицера, но рядом не было человека, знающего язык должным образом.
Так Мотя приняла участие в допросе. Потом она вспоминала: Георгий Константинович, допрашивая пленного немецкого офицера, в ответ на одну из его фраз, указывая на Матильду, сказал: «Из-за таких, как ты, такие девочки на войне».
Дед Виктор всегда мечтал дожить до 50-летия Великой Победы. Не смог. Раны и переживания дали о себе знать. Не дожил полгода. Бабушка ушла, когда ей было 80. Удивительно, но немецкий язык стал её профессией. Долгие годы она преподавала эту дисциплину ребятам в Куртамышской средней школе, директором которой был дед, Виктор Иванович Мочёнов.
Вместе они прожили почти 50 лет, родили троих детей. И вместе с ними всегда жила мама Моти - Татьяна Филипповна Волох, помогая воспитывать внуков. Как они себе и обещали, в тот дождливый день, на мокрой и грязной хёкстерской дороге…
Светлана Пушкина.
 г. Курган.

Виктор и Матильда поженились 9 мая 1945 года в Берлине. Пригодилось это белое платье. Для нашей семьи 9 мая – это не только День Победы, но и день союза двух удивительных, сильных людей, которые выстояли, несмотря ни на что. 

Девушка из Донбасса с необычным именем Матильда после войны оказалась в Зауралье, жила и работала в Куртамыше. / Все фото из семейного архива Мочёновых.

Виктор Иванович Мочёнов участвовал в боях за Крым, был узником немецкого концлагеря.

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Все новости рубрики Общество