Есть много книг о хороших манерах. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, на учебе, работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но мы, к сожалению, мало черпаем из этих книг. Кажется, иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек с хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом они созданы опытом множества поколений.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?
В их основе лежит забота. Забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь, громко смеяться. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях возможно. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – в гостях, на учебе, работе или просто к прохожим. На нас не должно быть неприятно смотреть. Не надо утомлять других беспрерывными шутками, остротами и анекдотами. Стараться надо не только самим развлекать других, но и позволять им что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. И в хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры есть нечто поверхностное. Своим поведением мы выявляем свою суть.
Как больно смотреть на молодых девушек и юношей, которые бравируют своим дерзким поведением, не умеют красиво, практично и модно одеться. Сигарета, бутылка пива, «подворотний» слэнг и примитивные интересы – это базовый набор поведенческой ориентации подростка.
Основной мотив поведения подростка связан со стремлением расширить границы своего общения, выйти за порог родительского дома и самоутвердиться в кругу значимых людей. Подростку очень важно с одной стороны быть в группе и быть принятым группой, с другой – выделиться на фоне своих сверстников. Если такая группа не сформировалась или не приняла подростка, то он замыкается, становится раздражительным и ранимым, болезненно переживает свое одиночество. Если же коллектив открылся для подростка, и он занял в нем свое место, то нередко он начинает вести себя по-бунтарски дерзко и решительно. Хорошо заметно в этот период, что группа сверстников как бы умножает силы подростка: рядом с ними он герой, без них он жалкий трус или несчастное, страдающее существо.
Формирование групповой ориентации вырывает подростка из семьи. В этом возрасте он решительно восстает против всяких традиций, правил и норм поведения. Контроль со стороны родителей, строгие требования педагога, относящиеся к учебе, дисциплине или внешнему виду, вызывают ярко выраженный протест. Склонность к эпатажу, неоправданному риску нередко приводит подростка к правонарушениям, употреблению алкоголя, сигарет, наркотиков.
Разумная, требовательная доброта позволяет не только понять изломы души подростка, но и направить его энергию не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности. Снисходительность к молодости и жизненной неопытности подростков, терпеливое и спокойное поведение взрослого, ясно понимающего, в чем состоит истинное достоинство человека, является гарантией положительных перемен.
С. АНТОНОВА, педагог-психолог, классный руководитель 21 группы сельхозтехникума.
Комментарии