Наталья Валялкина
Со стороны аэродрома слышится гул. Похоже на звук самолётов, но всё же отличается – не настолько громкий, но резвый, будто самолёт летает туда-сюда, туда-сюда. Приглядевшись, видим: несколько точек на земле и в воздухе. Приближаемся. Три человека запускают в небо самолёты, точнее авиамодели. Мальчишки?!
Подъезжаем ещё ближе. А мальчишки-то явно уже седьмой десяток разменяли. Знакомимся. Виктор Анатольевич Зиновьев и Александр Петрович Нечипорук. Чуть позже подойдёт к нам ещё один авиа-моделист, гораздо моложе. Это сын Виктора Анатольевича – Владимир.
Крылатая юность. Всё началось в пятом классе. Тогда в один из учебных дней в школу пришли педагоги из Дома пионеров, пригласили на экскурсию, где рассказали о своих кружках. Выбрать было из чего, но большинству мальчишек самым интересным показался кружок авиамоделирования. Вёл его тогда Пётр Иванович Решетников, потом он передал своё дело Владимиру Алек-сандровичу Кунгурцеву, а ещё чуть позднее занятия вести начал Юрий Александрович Колобов.
- Нас тогда много записалось: я, Санька, - показывая в сторону Александра Петровича, вспоминает Виктор Анатольевич, - Серёжа Сахаров, Юра Вьюжанин и другие ребята. Многие из нас остались в «Крылатой юности». Начинали мы с простого – собирали ракеты, потом осваивали схематические модели самолётов. Делали их из дерева (осины), алюминия, обклеивали папиросной бумагой. Я увлёкся настолько, что стал делать полукопии, а потом и копии самолётов. В наше время мода была на самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны.
- А ещё были очень популярными воздушные бои. Уже тогда повальное детское и молодёжное увлечение переросло в спорт. Кружки авиамоделирования были при каждом Доме пионеров, и практически в каждом районе были команды, участвовавшие в воздушных боях, - присоединился к нашему разговору Александр Нечипорук.
- Конечно самыми сильными считались курганские спортсмены, но нас, куртамышан, побаивались даже курганцы. В Куртамышском районе было две команды: наша и первой школы, где руководителем был Савелий Иванович Булатов, - продолжает Виктор Анатольевич, – в 1973 году проходили областные соревнования. И мы тогда по количеству набранных баллов выигрывали, но всё-таки жюри первое место отдало спортсмену из Кургана. Обидно было до слёз, нам досталось второе место. И тем не менее Александр Пет-рович - серебряный призёр, а я у него тогда был механиком.
Воздушный бой. А вообще в команде, участвующей в воздушном бое, два человека – пилот, тот, кто управляет моделью, и механик – он заправляет модель и заводит мотор. В воздушных боях участвуют модели, авиамоделисты их ещё называют летающим крылом. Они действительно похожи на крыло самолёта или планер: деревянные рамки, обтянутые прозрачным материалом. В носовой части – мотор. С виду конструкция кажется изящной и хрупкой. Но стоит только завестись моторчику, раздаётся такой рёв, машина сразу рвётся в бой, взмывает с руки в небо.
И тут невольно вспоминаешь правила безопасности, о которых заранее предупреждают бывалые авиамоделисты: за границу кордодрома не заходить! Скорость, которую могут развить эти самолёты – более 150 километров в час. Километр он пролетает за 22 секунды. Для сравнения: мотор машины делает 8 000 оборотов, а моторчик авиамодели – от 22 000 до 32 000.
Суть воздушного боя заключается в том, что к самолётам привязываются ленточки. Задача пилотов: порубить ленту противника. За каждый отрез начисляются баллы. Бой длится четыре минуты.
А ещё есть модели, которые называют пилотажными. Управляя ими, авиамоделисты могут показать фигуры высшего пилотажа: петли, восьмёрки, наклоны. Невероятное зрелище, скажу я вам. Не менее эффектно выглядит запуск и полёт копий самолётов, но для этого нужна специальная асфальтированная площадка. Чтобы взлететь, самолёту необходимо набрать необходимую скорость. В Куртамыше это можно сделать на стадионе или на площади.
С миру по мотору. Отучившись в школе и отслужив в Армии, Виктор Анатольевич и другие воспитанники «Крылатой юности» ещё долго забегали в Дом пионеров к своему преподавателю, помогали проводить соревнования, да и сами нередко участвовали в них. Но со временем конечно же отошли от этого: работа, семья, бытовые заботы. Виктор Анатольевич выбрал профессию водителя, трудился в «Автоколонне – 1854», а когда предприятие закрылось, ушёл к частникам, работал на КАМАЗе.
- Всё-таки Юрий Александрович Колобов свою жизнь прожил не зря, сколько его воспитанников связали свою жизнь с лётным делом, самолётостроением. Многим он дал путёвку в жизнь, - вспоминают мужчины.
- Я, как только на пенсию вышел, сразу взялся за старое, - смеётся Виктор Анатольевич. - Начал реставрировать самолёты из своей коллекции, делать новые. Дело трудоёмкое и очень затратное. Необходимые материалы, моторы, пропеллеры и другие запчасти сейчас достать не проблема, но стоят они очень дорого, приходится откладывать с каждой пенсии. Хорошо, что есть единомышленники в других регионах, где авиамоделирование по-прежнему развивается, так ребята высылают посылки: кто моторами поделится, кто пропеллерами. Помогают чем могут курганцы: руководитель единственного в области авиа-модельного кружка «Радуга» Александр Петрович Иванов и председатель ассоциации авиамоделистов Курганской области, мастер спорта, член сборной команды России по авиамодельному спорту Евгений Белобородов. Он, кстати, вместе со своим механиком сейчас на сборах – готовятся к чемпионату мира.
Чтобы авиамодели летали, необходимы разные виды топлива. Для одних - смесь метилового спирта, нитрометана, касторового масла, для других авиационные керосин и масло. Здесь не обошлось без поддержки руководителя авиационно-технического спортивного клуба «Оберон» ДОСААФ РОССИИ А. А. Стенникова.
На создание или реставрацию одной модели уходит до года, а то и больше. Сейчас в коллекции Виктора Николаевича Зиновьева 15 авиамоделей, в числе которых копии СУ-26 (на таком летала Светлана Капанина), пикирующего бомбардировщика времён Великой Отечественной войны, спортивного Г-22 и другие. Есть самолёт с размахом крыла метр восемьдесят.
А недавно авиамоделисту, зная об его увлечении, позвонил директор музея им. Н. Д. Томина Станислав Владимирович Батуев и попросил отреставрировать имеющуюся в музее копию самолёта ИЛ-2. Каково же было удивление и радость мужчины, когда в сломанной модели он узнал свой самолёт, собранный им ещё в Доме пионеров! Лет сорок назад он унёс его в детский сад сыну на выставку поделок... и самолёт потерялся.
Им бы - в небо. Есть у куртамышских авиамоделистов одна мечта. Чтобы у подрастающего поколения нашего города, как когда-то у них, была возможность строить модели самолётов, запускать их в небо. Своими знаниями и опытом в этом деле Виктор Анатольевич готов делиться бескорыстно. Были даже попытки возродить авиамодельный кружок наподобие популярной некогда «Крылатой юности», даже и место для проведений занятий нашлось, но, узнав, сколько стоят материалы, организаторы от этой идеи отказались. Вот если бы нашлись спонсоры…
- Наше детство было счастливым: мы настолько были увлечены процессом создания самолётов, оттачиванием навыков управления ими, что даже мыслей не приходило в голову совершать какие-то дурные поступки, - рассуждает Виктор Анатольевич. - А что сейчас? Самое любимое времяпровождение детей – сидеть, уткнувшись в телефоны. А жизнь-то проходит мимо.
В июне куртамышанину Виктору Анатольевичу Зиновьеву исполнится 66 лет, но в душе он всё тот же юный мальчишка, как и его школьный друг Александр Петрович Нечипорук. Выйдя на пенсию, они снова начали собирать модели самолётов и запускать их в небо, как и много лет назад в «Крылатой юности». / все Фото Натальи Валялкиной.
Недавно авиамоделист В. А. Зиновьев сделал полукопию пилотажного самолёта СУ-26. Запустить его в небо впервые он планирует 12 июня – в День России.
Комментарии