Нижнёвцы помнят Петровича

Сколько дорогих воспоминаний хранит фотография отца

Мне 65 лет, а фотографии, которую я бережно храню, 75! Она для меня - трепетная память, невыдуманная история. На ней - мой отец, влюблённый в жизнь, ждущий Победу и верящий в добро, друзей и справедливость. 
Эта фотография, сделанная в декабре 1944 года, стала для лейтенанта Александра Петровича Малькова, уже носившего на груди орден Красной Звезды и фронтовые медали, точкой отсчёта нового времени. Сам её он увидел только в марте 1953 года. Смотрела на фото сына и верила в него только его мать, Клавдия Петровна Малькова (фотографию ей выслал товарищ моего отца, которого отец впоследствии отыскал и даже ездил к нему).
Отечество, отчизна, отец – какие близкие и родные для сердца слова. Может потому слова «отец» и «отчизна» имеют общий корень, что отцы наши всегда первыми вставали на защиту своего отчего дома, своей Отчизны, России.
Счастлив человек, когда у него рядом отец и мать. И в 20, и в 40, и, наверное, более лет родители нужны нам, детям. Нужны для доброго слова, нужны для совета. Нужны со своей безграничной любовью, потому что их любовь к нам, детям, - самая нежная, бескорыстная и преданная любовь на свете. Любовью человек живёт, надеется, становится чище и добрее, лучше и открытее.
Я хочу рассказать о моём отце, которого, к моему большому горю, нет уже в живых. Хочу рассказать о нём как о гражданине своей страны, как о солдате Великой Отечественной войны, как о родном мне не только по крови, но и по духу человеке. Я обязана рассказать об отце. Вот он на фотографии, молодой, ждущий Победу, так как заканчивался 1944-й год.
В селе Нижнее Куртамышского района его знали все, да и сейчас ещё помнят, как Петровича. А я, ласково обращаясь к нему, называла его «папанечкой». В 1941 году он ушёл на фронт. 10 августа 1941 года отец принял воинскую присягу, а в 1942 году он уже закончил ускоренный курс Уфимского пехотного училища, и его направили в действующую армию, значит, на фронт. Вначале командовал ротой, а затем до конца войны был командиром миномётного взвода 779 стрелкового полка 227 стрелковой дивизии. Когда я с чувством глубокого уважения и восхищения смотрю фильмы о Великой Отечественной войне, с трудом представляю, что мой отец был таким же юным и красивым пареньком. А он был!
Для отца всегда главным в жизни были честь, совесть, обязательность и преданность идее. Он прошёл с боями в составе Первого и Второго Украинских фронтов, был хорошим военным мастером по корректировке огня миномётов. Сколько осталось в живых наших солдат, благодаря миномётчикам, которыми командовал мой отец! Война для нашего поколения – уже история, которую мы узнаём по фильмам, по книгам и очень редко по рассказам самих участников. А их остаётся всё меньше и меньше...
Сейчас думаю и упрекаю себя, почему я не записывала всё то, что рассказывал отец мне, школьникам, студентам мой группы, моим детям? Почему не записывала даты, города, эпизоды военной жизни?
Это же нужно мне в первую очередь, чтобы иметь ту духовную связь, которая всегда у нас была, которая меня всегда поддерживала и подпитывала. Нужна моему сыну, чтобы всегда иметь пример, как надо жить и выполнять долг мужчины и отца.
Война не щадила никого, смерть подстерегала везде солдата. Но под счастливой звездой родился мой отец и его брат, оба они вернулись к своей матери. Но отец мой пришёл с пулевым ранением плечевого пояса с повреждением лопатки, а значит, инвалид. Но эта физическая боль никоим образом не может сравниться с той душевной болью, которая никогда не затухала. С 10 августа по 19 октября 1944 года отец находился в госпитале, и, хотя ему определили инвалидность, он опять направляется в действующую армию, на фронт. Рядом с боевыми товарищами и боль становилась меньше, да и дыхание победы чувствовалось всё явственнее. Тем более, к тому времени у него гордо красовался орден Красной Звезды на груди за № 740439.
Ждали новый 1945 год. Отец вместе со своими миномётчиками воевали на территории Чехословакии. Родина освобождена от фашистской мрази, всё ближе и ближе столица Германии. И в мечтах отец представлял, как он оставит не только свою роспись, но и свои стихи на стенах рейхстага:
Возьму я кисть малярную
И на фоне спящих облаков
Подпишусь под звёздочкой полярною:
«Я за мир, за дружбу», - А. Мальков.
Но мечты и действительность – вещи разные. 1945 год стал для лейтенанта Малькова Александра Петровича не только годом Победы, которую он, как и миллионы других солдат, завоевал кровью и ратным воинским трудом, но и годом нового отсчёта времени.
Люди праздновали Великую Победу. Победа! А отец ещё не знал, что его ожидает за безобидную фразу, сказанную шутя в минуты отдыха между боями. 26 мая 1945 года военный трибунал 227 стрелковой дивизии осудил А. П. Малькова по статье 58-10 ч. 2 УК РСФСР и приговорил к лишению свободы на десять лет. «Враг народа» - так более коротко можно сказать. ГУЛАГ. Страшное слово. Страшное не только своим наименованием и назначением, страшное тем, что миллионы людей бесследно сгинули в его застенках. Искалечены жизни, поломаны судьбы. И среди этих безвестных тысяч мой отец. Он не любил вспоминать про те годы, когда у него не было ни имени, ни фамилии; когда он был лишён всех заслуженных боевых наград, разжалован в звании. И всё же отец не терял присутствия духа, продолжал верить в справедливость. Болели фронтовые раны от тяжёлой работы, но больше болела душа.  Не мог до конца поверить, что это случилось с ним. Не мог понять, за что?
Советский народ уже отпраздновал пятую годовщину Победы, страна залечивала раны, обновлялась. А у таких же, как мой отец, душевная рана не заживала. И теперь уже начинаешь понимать, что так и не зажила.
27 марта 1953 года после тщательных проверок отца реабилитировали, полностью признав невиновным. Восстановили в воинском звании, вернули награды, засчитаны годы ГУЛага в службу в рядах Советской Армии. 
Много лет он состоял в литературном кружке при нашей районной газете, писал рассказы, фельетоны, стихи.
Я дочурку, посадив на плечи,
Через рожь тропинкою понёс,
Лёгкий ветер нам бежал навстречу
И играл в кудрях её волос.
Наверное, это про меня, а может, и нет. Возможно, от имени всех отцов мой отец говорил о вечном продолжении жизни на земле. А жизнь, действительно, продолжается. Отец мечтал о дочери. И я родилась. Он мечтал о внуке, мечтал, чтобы внук был смелый, выносливый, был солдатом. И он у него есть. Он верил в друзей, считал дружбу самым благородным делом на свете. И передал эту убеждённость мне. Он верил в справедливость, и она восторжествовала, пусть поздно, но всё же восторжествовала.
Отец мечтал встретить 21 век. Мечтал встретить очередную Великую Победу. Ушёл мой отец из жизни в возрасте 76 лет. Лежит он в своей земле, которую защитил с честью и солдатским мужеством.
Пусть ему и всем таким же солдатам Великой Отечественной войны, известным и неизвестным, погибшим в боях и умершим от ран, будет вечным памятником память их детей, всех благодарных потомков. Спасибо им, что не отступили, не испугались, не предали, а защитили и освободили своё Отечество от фашизма.
Вот что может быть за фотографией небольшого формата, пожелтевшей от времени и неприглядной на вид. 
Спасибо, отец! 
Наталья Зубова (Малькова), г. Куртамыш.

 

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Свой профессиональный праздник отметили работники сельского хозяйства

Все новости рубрики Село