Жительница села Нижнее отметила 90-летний юбилей

Непростая судьба деревенской жительницы, в честь которой появился "Манькин колок"

Жаркий летний вечер, когда солнце ещё только клонится к закату, но уже обещает долгожданную прохладу и тишину после суетливого дня. А крестьянин Григорий Ефимович возвращается домой, в деревню Берёзово. Но вдруг лошадь резко фыркнула и остановилась, а из рощицы послышался плач ребёнка.
Дело в том, что Федосья Григорьевна Бердникова, уже будучи на сносях, отправилась в лес по ягоды с другими деревенскими бабами, но почувствовала, что пора рожать, и домой не пошла, только наказала: «Моим скажите, что я в лесу останусь». Когда родила дочку, то завернула её в одну из юбок и на телеге (хорошо, что рядом оказался односельчанин) отправилась домой.
Вот так 2 августа 1931 года родился ещё один человек, на долю которого выпало немало испытаний. Дочку назвали Маша, а в деревне то место, где она родилась, стали называть «Манькин колок».
Когда девочке исполнился годик, то их семью пришли раскулачивать.
- Жили достойно: держали много скотины, были молотилки. Отец Александр Деменьевич родом из зажиточной семьи. Когда пришли раскулачивать, то забрали всё… Мама успела положить мне в зыбку отрез ткани, так её тряхнули, и всё выпало. Дедушку и отца увезли, а нас, детей, маму и бабушку выселили из дома, - рассказывает Мария Александровна.
Бабушка ушла жить к родственникам, а мама с годовалой Машей и шестилетней Аней первое время ночевала на завалинке бывшего дома, в котором теперь жил председатель.
- Пришлось маме с нами идти к своим родным, которые жили в другой деревне. Приютила её сестра, да ненадолго… Пришёл брат, который работал бригадиром, и сказал: «Мне велено кулачку-сестру из деревни выселить!» Ну и опять вернулись мы в Берёзово, жили во времянке. Мама ходила по найму работать, чтобы хоть как-то прокормить нас, но не сумела, Нюра умерла от голода, - со слезами вспоминает моя собеседница. – Потом мама вышла замуж в Обанино за Семёна, да вот началась война, его на фронт забрали, а вскоре пришла похоронка.
Вернулась Федосья Григорьевна в Берёзово с Маней да маленькой дочкой от второго брака Вассой и пошла работать в колхоз.
- И я в колхозе робила: куда пошлют, туда с девчонками и идём, ни от какой работы не отказывались. А на отдыхе бабы, солдатские вдовы, нас просили: «Девчошки, попойте нам песни, мы поревём да робить пойдём!» А как война кончилась, то в колхозе в честь праздника закололи барана, в большом котле сварили, так и отпраздновали. За всю войну первый раз я только 9 Мая 1945 года мяса поела… - рассказывает Мария Александровна.

Но испытания для семьи с долгожданной Победой не закончились. В 1946 году был неурожайный год, многие голодали. 

Федосья Григорьевна в то время свинаркой была, так она ведро отходов решила домой принести, чтобы детей покормить, не могла она уже видеть их голодные глаза. Председатель же усмотрел в этом хищение колхозного имущества, вызвал её в контору, а уж там женщину милиция дожидается. И дали за ведро отходов Федосье Григорьевне три года тюрьмы.
- Не пошли мы в детдом, а остались с Вассой в деревне. Она в школе стала учиться, а я работать в колхозе – жить-то на что-то надо было. Шесть месяцев не было от мамы весточки. А мы садили огород, корову держали, налоги платили, - рассказывает женщина.
Потом, как мама вернулась, отправили Марию добровольно-принудительно на 7 месяцев на лесозаготовки.
- Валенок нет, только сапоги, а вместо стелек – солома да ещё лапти. Работали мы в Свердловской области, Верхотурском районе, деревне Родничная, в Отрадновском леспромхозе, - вспоминает Мария Александровна.
Первый раз она и проголосовала на выборах в этом леспромхозе.
- Пришли на голосование: музыка играет, буфет, фотограф работает – а у нас с девчонками денег почти нет, так мы по каральке себе купили в честь праздника, - смеётся женщина.
Получила за работу Мария 100 рублей и не без трудностей и приключений добралась до родных мест. А когда вернулась домой, то работала на хуторе Комсомольском (сейчас уже нет этого населённого пункта на карте района) шесть лет дояркой: зимой жили в деревне Красное, летом - на выпасах.
- Один месяц я даже в Краснопресненском совхозе в Казахстане поваром работала, отправили меня на освоение целины. Да видно уж здоровье не то да надсада дали о себе знать. Много я пережила операций и болеть часто стала, - сетует Мария Александровна.
Замуж она вышла за Виктора Михайловича Чишкова в деревню Острова. Работала на току, муж трудился скотником. В браке родились дочки Валя и Люба, сын Владимир. Мария Александровна - труженик тыла, имеет юбилейные медали.
Годы идут, ход времени никто не в силах остановить, похоронила Мария Александровна маму, мужа и погибшего в результате несчастного случая сына. И вот уже 15 лет как живёт она в селе Нижнее, рядом с дочерью Любой и внучкой Валей. Несмотря на свой преклонный возраст, юбилярша помнит все стихи, которые сама сочинила, а ещё с удовольствием поёт песни.
- Внуков у меня восемь, правнуков – четырнадцать, а праправнуков двое! На юбилей, скорее всего, все приедут, поздравлять будут, - с улыбкой рассказывает Мария Александровна.
Многие в нашей стране говорят о национальной идее, что нет её. А вот общаясь с простыми женщинами, пережившими такое, что нам, изнеженным комфортом людям, даже и не снилось, можно сказать, что есть эта идея и сформулирована она простым словом: «выжить».

 

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Все новости рубрики Село