Девчошок окрестить надо. Уж большенькие, а всё некрещённые, - обратилась к моим родителям бабуля. Она быстро и неожиданно принимала не только решения, в её голове практически моментально рождался и план действий.
- Может, потом, когда подрастут, сами решат, нужно им это или нет. А то, вдруг, подружки засмеют, что они в церковь ходят, - робко возразила другая моя бабушка, учитель с сорокалетним стажем, тонкий психолог и очень дипломатичный человек.
Этот разговор происходил в середине 80-х годов, когда отношение к религии оставалось, мягко говоря, прохладным.
- Что тут стыдного – в церкву ходить? Вон начальники воруют: хоромы себе строят, на каретах разъезжают и ни чо, ихним шарам не стыдно! А в Бога верить – никому не должно быть стыдно, - сразу же взъерепенилась бабуля.
Удивительно индифферентно держался в этой ситуации наш папа: убеждённый коммунист, атеист, член партии со всеми вытекающими последствиями. Он не возражал и не поддерживал, а помалкивал. Молчание затягивалось, мама нервно начала вздыхать. Надо сказать, что в лице нашего папы бабуля видела достойного оппонента, которого с наскоку не убедить. Но в этом случае не пришлось применять никаких доводов и аргументов.
- Раз решили, то делайте, - сказал папа, но служебную машину для поездки не выделил.
Тут надо оговориться, что бабуля была сторонницей того, что в храм нужно обязательно ходить пешком, несмотря на расстояния. От нашего села до райцентра, где располагалась церковь, было несколько километров. Это расстояние она и я (мне тогда исполнилось 6 лет) могли с лёгкостью преодолеть. А вот с двухлетней сестрой дело обстояло сложнее: на коляске она категорически отказывалась передвигаться (против генетики не попрёшь), на руках нести неудобно и тяжело, а пешком – ей попросту не дойти.
- Придётся ехать на автобусе. Бог простит, - решила бабуля, и с первым же рейсом мы отправились в церковь.
Я помню то раннее весеннее утро: тишину в храме нарушает только церковное пение и потрескивание горящих свечей, высокие потолки с росписью по библейским сюжетам, добрый батюшка с ласковым голосом. И удивительное спокойствие на душе, когда кажется, что во всём мире сейчас должна быть такая же благодать, как в этой церкви…
Прошло много лет. Не во всех храмах мне нравилось бывать, не везде я чувствовала покой на душе, не всегда прихожане были добры и милосердны. И приди я в церковь не ребёнком, а в более взрослом возрасте, скорее всего, моё отношение к религии было бы иным.
Бабуля же, не настаивая и не убеждая, своим личным примером, твёрдой верой в Бога зародила в детской душе ростки чего-то светлого и доброго. Её ранние утренние молитвы, когда ты в полусне слышишь «Отче наш…», или строгое соблюдение постов, и она до тех пор, пока могла, пешком ходила в церковь - всё это доказывало мне, что у верующего человека слова не расходятся с делом.
Наверное, именно бабушки, наши ангелы-хранители, показывают нам, своим внукам, путь в храм, зарождая в душе веру в Бога.
Лина Корболина.
Комментарии