История дома в селе Каминское

18 мая - день музеев

У каждого дома, как и у человека, есть своя судьба, свой характер, своя энергетика. Один из домов села Каминского хранит свою историю. Однажды потеряв хозяина, он больше ни для кого так и не станет родовым гнездом. Но ничего мистического в этом нет.
О происхождении этого дома существует несколько версий.

Версия первая: 
фантастическая 

Эта история ходит среди жителей села и овеяна романтизмом. Готовый сценарий к фильму.
Давным-давно в населённом пункте, назовём его по старой писательской традиции N, случился пожар. Горел дом богатого человека. В это время по счастливой случайности или по умыслу злого рока мимо проходил бедняк. Именно он и наткнулся на интересную находку - из окна объятого огнём дома был выкинут небольшой сундучок, в котором находились деньги и драгоценности. Именно на эти найденные чужие богатства и был построен дом. О дальнейшей судьбе владельца дома легенда не повествует. А хотелось бы…

Версия вторая: 
снова фантастическая

Со слов местной жительницы-старожилки Антонины Ивановны Балуевой, ныне покойной, известно, что хозяин дома по фамилии Михайлов был самым «обычным мужиком». Однажды он завёл дружбу с человеком, который и сделал Тимофея (именно так звали Михайлова) богатым. Вместе они стали заниматься изготовлением монет, а по-нашему, фальшивомонетчеством. Это наталкивает на простую мысль, почему два друга-афериста не понесли наказания, раз уж их тайна стала всеобщей?
Можно ли доверять этой истории, решать не мне. Но, тем не менее, она имеет место быть.

Версия третья: 
реалистическая

Дом был построен в начале ХХ века (точная дата неизвестна) зажиточным человеком Тимофеем Даниловичем Михайловым.
«Михайловы - фамилия некоренная для Каминской слободы», - так мне ответил в переписке директор музея им. Н. Д. Томина Станислав Владимирович Батуев. По его версии, предки Т. Михайлова переселились в Каминское после 1850 года. До 1880 года такой фамилии в слободе не было. 
Также Станислав Владимирович поделился данными из метрической книги, в которой говорится о том, что Данила Михайлов (отец Тимофея) являлся зажиточным жителем Игнашино (часть Каминского).
Мне удалось пообщаться с внучкой Тимофея Михайлова, Еленой Анкиной. Она поделилась своей историей.

Из рассказа Елены Анкиной:
«Данилу (прадеда Елены) в 1845 году родила в девках Мария Папулова. Отдала сама или подкинула ребёнка зажиточной бездетной паре - Михаилу Михайлову и его жене. (Об этом упоминает в переписке и Станислав Владимирович: «Рождён он (Данила) от дворовой девки Марии Папуловой. Подброшен, а может и взят Михайловым Михаилом и его женой, бездетной семьёй, на воспитание».)
О Михаиле Михайлове и его жене мы ничего не знаем. Они воспитали Данилу, женили его на Ульяне Даниловне. Семья жила в Игнашино. Чем занимался прадед, я не знаю, скорее всего, торговлей, так как был зажиточным. 
В 1874 году у молодых родился сын Павел, но в четырёхлетнем возрасте он умер. 
12 сентября 1883 года родилась дочь Надежда. Она тоже рано умерла, но мне неизвестно, в каком возрасте. 20 января 1876 года родился Тимофей Данилович – мой дед». (Здесь есть несоответствия по датам. Даты, предоставленные Еленой, отличаются от дат, взятых Станиславом Батуевым из метрических книг).
Повзрослевший Тимофей Михайлов унаследовал дело своего отца. Из рассказа Елены известно, что Тимофей был женат дважды. От первого брака он воспитывал дочь Параскеву. Имя супруги и её судьба неизвестны. Позднее Тимофей женится на Ксении Ивановне Рябковой (бабушке Елены).
Её история не менее интересна. Отец Ксении или Аксиньи, как её звали домашние, был портным, ездил по деревням, шил, этим зарабатывал на жизнь. В семье кроме Аксиньи были ещё два старших брата. Мать Аксиньи умерла рано. 
Девочку сразу после похорон забрал кладбищенский сторож Иван Ильич Алексеев со своей женой Агриппиной Алексеевной, так как овдовевшему отцу не с кем было оставить совсем маленькую дочь. «В метрике у бабушки они были записаны, как родители. Но она знала свою историю, от неё не скрывали. Да в деревне это и не было бы тайной. Только вот не знаем, по отчеству она Ивановна по родному отцу или по приёмному», - уточняет Елена.
Первым мужем Аксиньи Ивановны был Михаил Катайцев. В 1912 году у них родилась дочь Ефросинья. В 1914 году Михаил Катайцев погиб на Первой мировой войне (по другой версии - угорел в бане). Позднее Аксинья вышла замуж за Тимофея Михайлова. У них родились совместные дети: Ольга (мать Елены) и Иван.

Из рассказа Ксении Михайловой – жены Тимофея:
«Тимофей содержал торговую лавку, было немалое хозяйство. Построил новый кирпичный дом, но заехать в него не успел. Сначала муж оборудовал на первом этаже магазин. В торговле ему помогала старшая дочь Параскева. Тимофей умел делать всё, особенно по строительству. Да и коммерческая жилка была хорошая». 
В 1930 году семью Михайловых выселили. Из документа: «До 1917 г. торговал, эксплуатировал чужой труд, до 28 г. имел 2-х рабочих и сезонных. Наряду с этим имел ветряную мельницу до 1929 г. и занимался с/хозяйством и ростовщичеством, получал от этого 300 руб. Умышленно сократил своё хозяйство. Имел до 1917 г. 3-4 лошади, 15 коров, 30-40 овец. В настоящий момент имеет 1 лошадь и 1 корову. В 1929 г. произведена продажа. За неуплату с/х налога и самообложения с момента прихода советской власти был лишён права голоса до 1927 г.».
«Постановление президиума Звериноголовского РИКа от 17/11 - с/г (протокол №52) о выселении из пределов Курганского округа кулака Каминского с/совета Михайлова Т. Д. с семьёй в числе 3 чл.».
«Из Каминского в 30-е годы было сослано много людей, - рассказывает Елена со слов матери. – С бабушкой в одном посёлке жил Пётр Павлович Яковлев. Он тоже из Каминского. В Курган везли на телегах, потом по железной дороге в товарных вагонах до Сосьвы, далее на пароходах, до посёлка Шанталь везли на баркасах. Отвели землю в трёх километрах от реки Пелым (приток реки Тавда в Свердловской области). Они корчевали леса под пашни, строили посёлок. Он находился в 7 км от маминой родной деревни, в которую она переехала в 1956 году». К слову, сама Елена сейчас живёт в Краснотурьинске Свердловской области.
Тимофей Михайлов умер через три года после выселения, в 1933 году. Ксения воспитывала детей одна.
«Фотографии деда, к сожалению, у нас нет. Мама его не помнит, ей было всего пять лет, когда они уехали из Каминского», - рассказывает Елена.

Что стало с остальными, или P.S.

Данила Михайлович после выселения сына продолжал жить в Каминском. Умер он уже после войны в возрасте ста с лишним лет. Похоронен в Каминском. Искать могилу умершего предка, скорее всего, нет смысла. Прабабушка Елены умерла раньше своего мужа. 
В Каминском у Ольги Михайловой (мать Елены) остались родственники Чмутовы. Александр Егорович Чмутов – военный врач, ветеран Великой Отечественной войны, с которым они переписывались. «У нас сохранились его армейские и военные фотографии, которые он отправлял маме», - пишет Елена. 
Дочь Тимофея от первого брака Параскева вышла замуж за Александра Ивановича Колупаева из села Прорыв. Семья мужа была очень зажиточной. На месте заимки Колупаевых сейчас находится село Советское. На их средства была построена церковь. Позднее Параскеву вместе с семьёй сослали в г. Карпинск, ранее был Богословск Свердловской области.
По словам Елены, эти данные взяты из Государственного архива города Тобольска, в котором они работали с сестрой.
А что же стало с домом? В советские годы здесь размещалась аптека, школа, во времена перестройки его купила молодая семья. Но по неизвестным мне причинам новые владельцы жить в нём не стали. 
А дом всё так же возвышается среди деревянных приземистых соседей и копит легенды для детей, как будто бы в нём есть злые, неупокоенные духи. Во всяком случае, в детстве мы в это верили.
Виктория Сорокина, 
студентка журфака КГУ.

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Все новости рубрики Общество