Александр Михайлович Трушников - наш земляк, участник боевых действий в Таджикистане. Погиб 12 августа 1994 года в посёлке Саригор Шуроабадского района. Его имя записано на мемориальном комплексе воинам-зауральцам в г. Кургане, погибшим в локальных войнах и военных конф-ликтах второй половины XX века.
А 23 июля нынешнего года Александру исполнилось бы 60 лет, но судьба распорядилась иначе…
Ни разу нигде не видела и не слышала, чтобы о нём у нас когда-то кто-то вспоминал. А ведь он наш, учился в Камаганской школе, Берёзовском училище, и на службу в армию был призван Куртамышским РВК. Здесь, в деревне Острова, прожили свою жизнь его родители Юлия Васильевна и Михаил Николаевич Трушниковы. Вырастили и достойно воспитали шестерых своих детей. Родителей и двух детей, к сожалению, сейчас уже нет в живых, но в Юргамышском районе в поселке Красный Уралец живёт его сестра Лилия Михайловна Волкова, которая записала воспоминания о брате:
«Саша родился 23 июля 1962 года и рос в большой и дружной семье. Он был младшеньким и у нас, трёх старших сестёр и двух братьев, слыл любимчиком. Ростиком до школы он был маленький. Мы все ласково его называли Шуриком, а родители и вовсе в нём души не чаяли, опекали и приговаривали: «Наш последышек, поилец-кормилец». В сентябре 1969 года Саша сел за парту в Островской начальной школе, а девятилетку заканчивал в Камаганской средней школе. Саша делал успехи в учёбе, родители настаивали, чтобы он заканчивал среднюю школу и поступал в институт. Отец был потомственным хлеборобом, и Саша мечтал продолжить его дело, днями пропадал у отцовского комбайна или трактора. Его с детства тянуло к технике, машинам. Невозможно представить себе его бесцельно бродившим или беззаботно бегающим по улице. Мальчишка всегда был при деле. Его одежда с детства была пропитанной и пропахшей соляркой и вольным ветром, тем, что гуляет по полям, колышет золотые хлебные нивы. Выбор был сделан: Саша идёт учиться в Берёзовское училище. «Не всем быть начальниками, кто-то должен растить хлеб и убирать его в поле», - приговаривал он. Училище окончил на «4» и «5», получил диплом о среднем образовании и специальность «Тракторист-машинист широкого профиля», водительские права. От мастеров и преподавателей в адрес родителей шли благодарственные письма. В училище он увлёкся радиотехникой, постоянно выписывал журналы и прочитывал их от корки до корки. После училища Саша работал механизатором в совхозе «50 лет СССР», бывшем Камаганс-ком совхозе. Он был активным комсомольцем, настоящим, не для галочки. Если уж брался за дело, то всерьёз. Неоднократно участвовал в районных, областных конкурсах молодых пахарей, где занимал призовые места, возвращался всегда с наградами. Однажды за уборку урожая его наградили туристической путёвкой. Был он и участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства в Москве.
В ноябре 1981 года Сашу призвали в ряды Советской Армии. Выносливость, закалка, трудолюбие, уверенность в себе и своих силах очень ему пригодились.
Служил связистом на Тихоокеанском флоте. В начале - учебка на острове Русском. Видимо, не зря увлёкся в училище радиотехникой, пригодилось. Быстро рос в воинских званиях: матрос, старший матрос, старшина 1 статьи. Так, из сельского парнишки-механизатора военно-морской флот воспитал классного специалиста, иначе бы не стал он «Отличником ВМФ». Родителям вновь шли благодарственные письма и поздравления от командира части. В 1984 году Саша вернулся в родную деревню бравым парнем, красивым моряком. Продолжил трудиться на совхозных полях, женился. Вместе с женой Ольгой переехали жить в Красный Уралец. Поначалу жили дружно, счастливо. Семь лет прожили Оля с Сашей, но Бог так и не осчастливил их малышом. Появилась трещинка в жизни, не смогли вместе преодолеть этот барьер, разъехались. В ноябре 1993 года Саша уехал в Москву учиться в школе прапорщиков. В мае следующего года, по окончании учёбы, заключил контракт на службу в республику Таджикистан, в город Куляб. Служил в должности старшины второй мотострелковой роты в военной части 11507.
Вечером 12 августа 1994 года родным сообщили трагическую весть: Саша погиб. Хоронили его всем селом: от мала до велика пришли проводить в последний путь земляка. Духовой оркестр, прощальные залпы, море цветов, слёзы матери, сестёр, братьев, родных, близких, друзей. Гроб с телом Саши так и не открыли. Офицер и трое ребят, прибывшие с телом Саши, сказали, что он сильно обгорел. По официальной версии: «обгорел, спасая хлебное поле». (Воспоминания записаны в «Книге Памяти. Чечня 2», авторы проекта-составители: Г. П. Устюжанин, В. В. Усманов, В. А. Есетов. Курган, «Парус-М», 2004 г.).
И только спустя 27 лет после гибели брата Лилия Михайловна рассказала нам:
- Сопровождающий офицер признался тогда, что Саша не в поле сгорел! Был миномётный обстрел со стороны Афгана, его нашли под развалинами казармы. Сашу контузило от взрыва, потерял сознание и задохнулся... Но... кому-то это не надо было, записали, что поле спасал. Вот и вся правда!
Ольга Карлыкова,
д. Сорокино.
Комментарии