Прошло четыре года с тех пор, как на жуковском кладбище была торжественно погребена капсула с водой из Бискайского залива Атлантического океана, где 46 лет назад навсегда остался наш земляк – матрос атомной подводной лодки «К-8» Юрий Печерских. Тогда на здании Администрации Жуковского сельсовета был размещен памятный знак, который привезла делегация из Санкт-Петербурга. На этой неделе на куртамышской земле в связи с Днем памяти, посвященным 110-ей годовщине подводного флота России, подвигу экипажа атомной подводной лодки «К-8» и герою-подводнику Ю. Ф. Печерских, собрались те, кто лично знал героя, а также те, кто так или иначе связан с историей гибели «К-8». Сегодня на родине героя – в селе Жуково – состоится торжественное открытие именной мемориальной доски.
Ценой собственной жизни
Несчастье произошло 8 апреля 1970 года. Это была первая трагедия с советской атомной субмариной, которая едва не стоила жизни и здоровья миллионам европейцев. Погибая, моряки успели заглушить ядерные реакторы, ценой своих жизней предотвратив взрыв. 12 апреля 1970 года в 6 часов 13 минут, не имея крена, лодка неожиданно утратила продольную устойчивость, резко опрокинулась на корму и затонула. В условиях 8-балльного шторма спасти оставшихся на плаву моряков не удалось.
Гибель АПЛ «К-8» и 52 членов экипажа стала первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. Доныне лодка покоится на глубине порядка 4 680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании.
Командиру «К-8» капитану 2-го ранга В. Б. Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. В городе Островной (Гремиха) Мурманской области, где когда-то базировалась «К-8», установлен памятник с именами всех погибших на ней подводников.
Паренёк с гагаринской улыбкой
Признаюсь, до сегодняшнего дня готовить материал о герое из поколения моих родителей не приходилось. В основном писала о людях из далекого прошлого. В этот раз довелось не только ознакомиться с письменными воспоминаниями родных, друзей, сослуживцев, учителей Юрия Печерских, но и побеседовать с теми, кто знал его, для кого он не Юрий и тем более не Юрий Филатович. Для них он навсегда остался 19-летним мальчишкой, Юриком.
Заставили задуматься слова Нины Григорьевны Печерских, на протяжении последних лет активно занимающейся историей жизни и трагической гибели своего односельчанина.
- Юрик Печерских – брат, сын, земляк. Он не символ, он – реальный человек. Откуда берутся герои? Их специально никто не воспитывает, это обычные люди со своим характером, привычками, слабостями. Как бы мы повели себя в экстремальной ситуации? Не каждому в жизни выпадает эта проверка на прочность. Наш односельчанин ее выдержал, пусть ценой своей жизни. Зачем нужна память о герое-земляке? Этот вопрос был для меня риторическим, пока не стала помогать в организации захоронения в 2012 году на нашем кладбище капсулы с морской водой.
Напоминаем, что захоронение стало возможным благодаря инициативе М. А. Русиной, руководителя группы «Морская Вахта памяти», заместителя председателя Общества ветеранов-подводников 7-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота по связям с общественностью. Марина Анатольевна и в этот раз возглавляет делегацию, прибывшую вчера в наш район из Санкт-Петербурга специально для того, чтобы отдать дань памяти героя-подводника из Зауралья.
Разглядывая фотографии деревенского паренька, в одночасье ставшего героем, нельзя не согласиться с метким словесным портретом, составленным учительницей литературы Нижневской школы, где Юрий Печерских учился в старших классах, Анной Александровной Вагановой:
- На Юру невозможно было не обратить внимания. Средний рост, плотное телосложение, копна кудрявых темных волос. Карие глаза с искринкою и удивительно светлая гагаринская улыбка.
А вот каким остался он в памяти одноклассника и сослуживца Владимира Микушина из Белоногова:
- С Юрой Печерских мы встретились в Долговке, когда пришли учиться в 9 класс. С ним невозможно было не дружить: парень хороший, открытый, веселый. Мы вместе призывались в армию. В учебке Северодвинска с мая по ноябрь 1969 года жили в одной казарме. Потом я был командирован в экипаж на строящуюся в Горьком новую лодку. А когда вернулся в 1971 году, узнал от ребят, что «К-8» затонула… Уже больше сорока лет прошло, а Юрик до сих пор стоит перед глазами. Он был настоящим русским парнем, надежным другом, притягивал к себе.
Последним, кто из земляков видел Юрия Печерских живым, оказался еще один его одноклассник и сослуживец, житель Долговки Александр Загвозкин.
- После призыва мы попали в один учебный отряд, но в разные школы: Юрик учился на спецтрюмного, а я на ракетчика, - вспоминает Александр Васильевич. – В последний раз мы виделись с ним перед самым выходом «К-8» в море, когда она на нашей базе грузилась. Он был в хорошем настроении, говорил: «Пройдут учения, год дослужу, после автономки – в санаторий, потом – в отпуск, домой!» Но… поход закончился трагически. О том, что их лодка потерпела аварию, вся база узнала моментально, а вот страна – только через 30 лет. После армии я женился, три моих дочери внучек да внучат подарили. У Юры тоже могли бы быть красивые дети…
Трагедия семьи Печерских
В семье жуковских педагогов – математика Филата Анфимовича и воспитателя интерната Анны Арефьевны Печерских – росло восемь детей: Прасковья, Ольга, близнецы Юрий и Николай, Михаил, Александр, Анатолий и Евгения.
Учителя Печерских были уважаемыми на селе людьми и очень занятыми. По воспоминаниям одной из их дочерей, Ольги Филатовны Бурнашовой, все домашние дела и забота о младших детях лежали на ней и старшей сестре Пане.
- Как нам это удавалось, не знаю, но все мы были очень дружны. Близнецов, кроме мамы, никто не различал. Как-то маленький Юрик (он был более бойким) набедокурил – обидел соседского мальчика, а мама мальчика надрала уши Коле. Пришлось нашей маме идти к соседке восстанавливать справедливость.
Близнецы не разлучались ни на минуту, друг за друга стояли горой. В первый класс смышленые братья пошли шестилетними. Окончили они его успешно – на «4» и «5». В один из летних дней всю школу вывезли отдыхать на озеро у деревни Узково, и в семью Печерских пришло первое несчастье – утонул Коля… Семилетний Юрик потерял самого близкого человека, брата-близнеца.
Время шло. Через десять лет на пятом десятке умер Филат Анфимович, и его жена в 44 года осталась вдовой с семью детьми на руках. Младшей Жене исполнилось семь лет, старшей Пане – 19. Анна Арефь-евна, работавшая воспитателем в школе-интернате, получала 80 рублей. На всех детей ей назначили пенсию по потере кормильца в размере 60 рублей. Как жить? После окончания средней школы Юра устроился в колхоз «Знамя» и до самого призыва проработал кузнецом.
- Юрик был веселый, смелый, заводила среди своих сверстников, - вспоминает Ольга Филатовна. – И девушка у него была самая красивая – Любушка. Нравилась она нам всем. Брат за восемь километров бегал к ней на свидание в Долговку. 16 апреля 1969 года его призвали в Советскую Армию. Провожали весело, всей деревней. Служить в морфлоте пареньку из уральской деревни в те годы было большой честью.
Через год, 8 мая 1970 года, к нам в дом пришла делегация: военные морские офицеры и местное начальство. Погиб наш Юрик. Привезли маме значок «За дальний поход», слова утешения и очень короткое объяснение: произошла авария, а наши моряки, обученные не бросать боевой пост, погибли достойно – вместе с подводной лодкой ушли на дно. Через некоторое время пришло извещение о награждении брата орденом Красной Звезды. Правда, сам орден мама при жизни так и не получила.
За год до смерти мамы (ей было уже 77 лет) вышел фильм Евгения Киселева о гибели АПЛ «К-8». Почти через 30 лет мы узнали правду о гибели нашего Юрика…
Комментарии