Преступления в годы Великой Отечественной войны

Закон

Период Второй Мировой войны стал тяжёлым испытанием для нашей страны. В условиях военного времени суды сталкивались с уникальными вызовами, включая управление уголовными делами, связанными с криминальной активностью на фоне нестабильности и страха.

Появились новые составы: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учёта (январь 1942 г.) и прочее. Расширялся круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке. 
В архиве Куртамышского районного суда сохранились наряды подлинников, определений, постановлений по уголовным делам за период 1941 - 1945 гг. 
Уголовные дела в этот период рассматривали судьи: Мария Самойловна Мильнер и Наталья Петровна Рычкова. Все уголовные дела рассматривались с участием председательствующего, двух народных заседателей, прокурора, стороны защиты и при секретаре.
В основном это были дела по обвинению в совершении краж. В период с 1941 по 1945 годы уголовные дела по кражам составляли более 50% от количества всех дел. В основном это были кражи хлеба, зерна, колосков ржи, подсолнечного семени с колхозных полей, нефтепродуктов, стекла. Наказание за данный вид кражи было суровое – реальное лишение свободы.
Так, в ноябре 1944 года осуждена к реальному лишению свободы сроком на полтора года гражданка Земерова, обвиняемая по ст. 162 п. «г» УК РСФСР – тайное похищение чужого имущества. Судом установлено: правление колхоза «Переустройство» направило гражданку Земерову охранять колхозные подсолнухи. Во время охраны Земерова занималась систематическим хищением подсолнечного семени. Всего ею похищено с 15 по 18 сентября 1944 года 50 кг. подсолнечного семени. Похищенное семя обвиняемая через свою дочь оправляла в г. Курган для продажи. При обыске на квартире у обвиняемой было изъято 50 кг. подсолнечного семени. 
Кризис в экономике, связанный с военными действиями, стали катализатором для роста спекуляции. Многие граждане, оказавшиеся на грани выживания, шли на кражи продовольствия и товаров первой необходимости. Например, в ноябре 1944 года рассмотрено дело по обвинению Лоскутниковой в совершении преступления, предусмотренного 107 УК РСФСР - злостное повышение цен на товары путём скупки, сокрытия или не выпуска таковых на рынок. В течение 1944 года обвиняемая занималась перепродажей сельскохозяйственных продуктов, а также промтоваров. В мае, июне и июле 1944 года гражданка Лоскутникова с целью спекуляции купила на рынке 3 кг сливочного масла по 500 рублей за кг, 80 стаканов табака по 5 рублей, всё это увезла в город Челябинск и продала: масло по 700 рублей за килограмм, табак по 10 рублей за стакан. На вырученные деньги Лоскутникова купила вещей, которые по спекулятивным ценам продала на рынке, о чём сама рассказала в суде. Обманным путём Лоскутникова заработала 15 273 рубля, которые хранились во дворе дома, а табак хранила в огороде. Суд приговорил Лоскутникову к 5 годам лишения свободы, с конфискацией денежных средств в сумме 15 273 рубля, и вещей при обыске.
В феврале 1945 года рассмотрено дело в отношении Соколова, обвиняемого по ст. 111 УК РСФСР - халатное отношение к службе. Он был назначен кладовщиком в артели «Пролетарий». Принимая от экспедитора овчину, допустил халатность, не посчитав количество привезённых овчин экспедитором, подписал последнему документ, что принял от него количество 400 штук, а при пересчёте оказалась недостача 100 штук. Суд приговорил Соколова к 6 месяцам лишения свободы условно.  
Отдельная категория дел касалась убийств, грабежей и других преступлений против личности. В условиях всеобщего бедствия многие люди прибегали к насилию ради выживания. Так, в январе 1945 года рассмотрено уголовное дело в отношении М. при содействии Б. и М., обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного по ст. 136 УК РСФСР – умышленное убийство. Преступление совершено при следующих обстоятельствах: обвиняемые М. при содействии Б. и М. заколол кинжалом инвалида Отечественной войны. В ночь на 6-7 января 1945 года они распивали спиртные напитки на квартире М., после 12 часов ночи все трое пошли продолжать на квартиру М. По дороге обвиняемый М. играл в гармонь. Встретившись с потерпевшим К., обвиняемый М. на вопрос потерпевшего «дашь поиграть гармони?» нанёс ему два удара кинжалом, в результате чего потрепавший К. скончался на месте. Обвиняемый М. факт преступления признал, пояснил, что ранее потерпевшего не знал, не учёл, что совершает преступление. Обвиняемый Б. непосредственное участие в убийстве К. не принимал, но дал гражданину М. кинжал для совершения преступления, а после совершения преступления предложил спрятать всё, что относится к убийству. Обвиняемая М., видя, что готовится убийство, взяла у обвиняемого М. из рук гармошку, этим дала возможность обвиняемому М. совершить убийство, а также помогала скрыть следы преступления: обнаружив нож в подполе своего дома, перепрятала в надёжное место. Суд приговорил: гражданина М. к 8 годам лишения свободы с последующим поражением избирательных прав сроком на 2 года, гражданина Б. к 5 годам лишения свободы с последующим поражением избирательных прав сроком на один год, гражданку М. принимая во внимание, что она является женой фронтовика, подвергнуть 3 годам лишения свободы, без поражения избирательных прав.  
Объём уголовных дел, рассмотренных Куртамышским районным (народным) судом с 1941 - 1945 годы, подчёркивает сложность и многообразие обстоятельств, которые сопутствовали этому периоду. Изменение в характере преступлений, их рост и масштабная работа суда создали уникальную карту юридической практики того времени. Каждое дело – это живой свидетель войны, оставивший след в памяти народа. 
Е. Мальцева,
 консультант 
Куртамышского 
районного суда.

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

В КУРТАМЫШСКОМ ОКРУГЕ ВОЗБУЖДЕНО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПО ФАКТАМ ГРАБЕЖА В ОТНОШЕНИИ ДВУХ ПОДРОСТКОВ

Все новости рубрики Общество