Екатерина Наумовна Олейникова мечтала быть судьей с детства, со школьной скамьи. С чего бы это? Наверное, потому что росла активным ребенком, принимала участие в общественной жизни школы и села, вот тогда и поняла, как важно соблюдение и восстановление справедливости. Это и определило выбор профессии.
Екатерина Наумовна родилась и выросла в селе Ключики Куртамышского района. В то время в стране существовало всего три юридических института: Свердловский, Саратовский и Харьковский. Поступить туда сразу со школьной скамьи было нельзя: требовался двухгодичный трудовой стаж или служба в армии. Поэтому после школы она начала работать делопроизводителем, затем секретарем, судебным исполнителем в Курганском городском суде. Окончив Свердловский юридический институт ордена Трудового Красного Знамени имени Р. А. Руденко и немного проработав нотариусом, 26 октября 1986 года была избрана народным судьей Куртамышского районного народного суда по избирательному округу №2. Вот так Екатерина Наумовна оказалась в Куртамыше.
Сегодня судья вспоминает:
- Считаю, что мне повезло - я попала в прекрасный коллектив, коллеги помогли в короткие сроки освоить новую профессию. В это же время познакомилась со своими будущими коллегами Натальей Аркадьевной Гладковой и Татьяной Валентиновной Половниковой. Есть такие люди, которые поневоле сразу привлекают к себе внимание: ощутимой внутренней силой, особой энергетикой, умным, внимательным, сосредоточенным взглядом, обаянием. Когда они тоже стали судьями, возникло ощущение сплоченной команды единомышленников.
О своем детстве и юности Екатерина Наумовна часто вспоминает, благодарна учителям Ключевской восьмилетней и Песьяновской средней школ. Они научили ее главному: неравнодушию. Как говорит Екатерина Наумовна, для них чужого горя не было. Она до сих пор помнит уроки пения, где исполняли такую патриотическую песню «Я люблю тебя Россия, дорогая наша Русь...». Но уж ни в коем случае не «Мурку», как в нашумевшем недавно по всей России случае, где школьники изучали песню «Владимирский централ».
На учителей ей везло и на работе. Среди них были люди, достойные искреннего уважения. Ей в них нравились безупречные манеры ведения судебных процессов, порядочность и интеллигентность. Судью Мезенцева Александра Карповича, с которым Екатерина Наумовна начинала работать секретарем судебного заседания, вскоре присмотрели в Москве и назначили судьей Верховного Суда. Когда Екатерину Наумовну избрали судьей, то он искренне порадовался за коллегу.
Ей навсегда запомнился первый председатель Курганского городского суда Толмачев Леонид Петрович. Обширный кругозор, предельное внимание, ненавязчивость мнения, неспешность - все в нем поразило. Сильное впечатление у Екатерины Наумовны оставила председатель суда Зафарова Светлана Григорьевна. Строго, жестко и требовательно, но всегда справедливо спрашивала. Но не забывала и поощрять и, где надо, защищать. за ней коллектив был как за каменной стеной. К счастью, Екатерине Наумовне всегда везло на хороших людей, в том числе и на порядочных, добросовестных коллег.
По словам Екатерины Наумовны, верное ученье приносит положительные плоды. Передавая знания и опыт, тем самым «куют кадры». Семь бывших помощников судей в настоящее время работают в разных судах, один адвокатом.
Автор великой судебной реформы 1864 года Александр II говорил, что суд должен быть скорым, правым, милостивым и равным для всех. Куртамышский суд под председательством Ошмарина Александра Юрьевича, которого отличает высокий профессионализм, к этому стремится. Все это создает в коллективе микроклимат, в котором работать достаточно комфортно. Радуются, когда встречают потрясающе увлеченных, одаренных молодых людей, ведь это их наследники. А опыт - дело наживное...
- За тридцать лет судебной работы мной рассмотрено столько уголовных дел, что сосчитать их невозможно. Конечно, многие из них я помню подробно. Не потому, что эти дела были важными, а другие- «проходными». Они различались по сложности, - рассказывает Екатерина Наумова. - Мне, например, хорошо запомнилось дело, где подсудимый – отец обвинялся в совершении умышленного убийства своего сына. Нет, это не тот случай, когда преступление совершено в пьяном виде, во время драки. Подсудимый вместе с женой - мамой убитого - положительные люди, труженики, воспитали двух таких же детей, а вот с младшим справиться не смогли. Что они только ни делали, какие меры ни предпринимали: и учили, и лечили его, но все бесполезно. Сын не хотел трудиться, желание взять чужое одолевало его. К разгульной жизни присоединились наркотики, и он стал опасен для окружающих. Угрожал матери, требовал деньги. Вот тогда отец и решился на крайнюю меру. До сих пор вижу перед глазами эту беззащитную престарелую пару, помню последние слова подсудимого, сказанные с дрожью в голосе и со слезами на глазах: «Я сам себя наказал, большего наказания, чем потерять любимого сына, никто еще не придумал».
В течение восьми лет Е. А. Олейникова работала председателем Куртамышского районного суда. Часто вспоминает, как ей приходилось наживать опыт судебной работы. Однажды в суд с заявлением обратилась обладательница бычка черно-белой масти. Женщина указывала на то, что ее бычка присвоила соседка взамен своего потерянного. Соседка же на сто процентов была уверена, что это ее бычок. Выслушав обе стороны, Екатерина Наумовна посоветовала им обратиться в товарищеский суд по месту жительства, мол, разбирайтесь на месте, в деревне лучше знают, чей это бычок. До товарищеского суда дело не дошло, а вот до причинения телесных повреждений друг другу - случилось. Для судьи это был урок на будущее. Внимательное, неформальное отношение к гражданам, обратившимся в суд со своим горем, стало для Екатерины Наумовны нормой. Судья должен и сердцем, и умом чувствовать и понимать чужую боль. Образно выражаясь, отделять добро от зла. Прислушиваться не только к букве закона, но и к своему сердцу.
По словам Екатерины Наумовны, работа судьи очень многогранна, надо много знать и разбираться не только в юридических вопросах, но и во многих других. Ведь судья должен уметь оценить заключения психиатров, судебных медиков, автотехников, криминалистов и представителей еще многих других профессий. Судья обязан быть психологом. Но самое главное, он должен уметь сопереживать. Если не пропускать каждое дело через мозг и сердце, можно сказать, что ничего не получится.
Екатерина Наумовна - счастливый человек. Ведь кроме любимой семьи, у нее всегда была и есть любимая работа. Чем круглее дата, тем больше поводов задуматься, чего ты за эти годы достиг, осуществил ли свои мечты. А главное, насколько честно добился исполнения этих мечтаний. Не зря говорят, что человека делают его дела. Каковы они, такова и его судьба.
Подготовил Николай КОТОВ.
Комментарии