По ту сторону Амударьи

Фёдор Курьянов делится своими воспоминаниями о годах, проведённых в армии в Афганистане

Приближается 15 фераля - очередная памятная дата, посвящённая 36-й годовщине со дня вывода Советских войск из Афганистана. Для кого-то эта страна всего лишь географический объект, а для кого-то - часть биографии, которую порой не хочется вспоминать, но и забыть нельзя.

В этот день куртамышанин Фёдор Викторович Курьянов заступит на очередное дежурство в единую дежурно-диспетчерскую службу. Отвечать на поступившие от граждан звонки на номер «112», выяснив обстоятельства произошедшего, сообщать о случившемся в нужные службы, проверка систем оповещения в округе – это лишь малая часть его работы.
А после смены - дела по дому и любимые увлечения, среди которых охота, рыбалка. Если без рыбалки мужчина ещё как-то может обойтись, то без охоты – никак. Даже супруга Светлана поддерживает это увлечение мужа, и может поехать с ним. Не обходится Фёдор Викторович без сварочных работ. Эту профессию он получил в Курганском училище №4 и много лет посвятил ей, поначалу работая на предприятиях города, потом вахтовым методом на Севере. Ну и, конечно же, обязательно заглянет под капот своего старенького «Бурана», у которого в скором времени нужно будет поменять движок. Сразу же меняется в лице Фёдор Викторович, когда разговор заходит о внуках.
- Сонечка – уже второклассница. Учится старательно, на пятёрки. Она – наша гордость. Вчера в школу с ней играли, она – учительница, а я – ученик, диктант писал. А Максимке недавно исполнилось четыре годика. Вот подрастёт и будет со мной на снегоходе кататься, - улыбаясь, рассказывает ещё совсем молодой дедушка о своих любимых внуках.
Но всё же в этой каждодневной суете нет-нет да нахлынут воспоминания об отрезке времени, связанном с чужой страной. И тогда достанет он пожелтевший с годами альбом, где хранятся дорогие сердцу снимки.

Родные и друзья проводили Фёдора Курьянова на службу в Армию в ноябре 1987 года. Его и других ребят с Урала и Зауралья самолётом отправили в Термез – город в горах на узбекско-афганской границе, где находился учебный центр.

Где дальше будет проходить служба, было и так понятно, но молодые парни стойко переносили особенности военной службы в непривычных климатических условиях. Горы, разряженный воздух, изнуряющая жара днём, холодные ночи. Пять месяцев шло обучение, наш земляк получил воинскую специальность – разведчик III класса. В такой должности он и был отправлен к основному месту службы по другую сторону реки Амударьи.
Командованием был определён в 122-й мотострелковый полк, во 2-й разведывательный батальон, где встретил земляка – Колю Епанова из Новониколки, он был призван на полгода раньше.
- Часто с ним оказывались вместе на боевых заданиях, каждый выполняя свои задачи – Коля служил в артдивизионе. Были и другие ребята: Игорь Вагин из Кургана, Саша Горчаков из-под Челябинска, с кем до сих пор поддерживаю отношения, но Коля всё-таки стал моим самым лучшим армейским другом, с ним мы часто встречались в мирной жизни, после Армии он переехал в Камаган. То я к нему в гости на рыбалку, то он ко мне приезжал, вот только рано ушёл и жизни из-за болезни, - вспоминает Фёдор Викторович своего друга.
А каким счастливым был момент встречи там, в горах, во время прохождения одной из крупномасштабных операций «Файзабад», когда Фёдор и Николай двигались в одной колонне.
- Я точно знал, что Коля был где-то в начале колонны, а мы её замыкали. Вдруг раздался взрыв, повалил густой чёрный дым, машины встали. Один из бронетранспортёров подорвался на мине. Когда в этой неразберихе увидел Николая, несказанно был рад, что он живой. Правда, в тот день на наших глазах погибло несколько человек. Подор-вавшаяся машина скатилась с обрыва. Страшно было видеть не саму смерть, а осознавать, что этих ребят уже не спасти, они навсегда останутся там, - поделился своими воспоминаниями участник урегулирования военного конфликта.
Как и многие, служившие в Афганистане, Фёдор Викторович такими воспоминаниями делится не со всеми и нечасто. Война, она и есть война. Вот только у каждой свои особенности. Эта была больше похожа на партизанское движение: засады, заминированные дороги, обстрел из гаубиц, снайперские пули.
В числе задач, которые приходилось выполнять рядовому Курьянову - охрана специалистов, работающих на каменоломнях вблизи кишлака Кудобарк, находившегося в непосредственной близости с городом Мазари-Шариф, а также сопровождение генералов, советников и специалистов.
- Мы так и не смогли привыкнуть к изнуряющей жаре, палящие лучи солнца настолько нагревали железо бронетранспортёров, что можно было получить ожог. От этого нас спасало то, что бронежилетов всегда было в достатке, и лишними мы покрывали металл, а уж потом садились сами.
В такую жару очень сильно хотелось пить. Во время одной из операций, когда блокировали кишлак, в котором находились духи, по очереди спускались к реке, протекавшей за кишлаком, набирали воду в большие резиновые бурдюки.
По ту сторону реки Амударьи Фёдор Викторович Курьянов провёл чуть меньше года. Он был в числе тех, кто попал под вывод войск из Афганистана. День, когда колонны советских войск покидали территорию Афганистана, помнит, как сейчас.
- Кто-то предложил сфотографироваться на мосту через Амударью, разделявшую два государства в районе города Термез Узбекской ССР, - вспоминает он. – Но нам не терпелось уже скорее вернуться на Родину.
Оставшийся срок Ф. В. Курьянов дослуживал в Подмосковье, а сразу после службы отправился домой, в Куртамыш, где его возвращения ждали с нетерпением.
Кто-то скажет, повезло, что не два года пришлось служить в Афганистане, а чуть меньше, но только те, кто был там, знают цену каждого проведённого дня.

 

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

В Куртамышском округе стартовал месячник оборонно-массовой и спортивной работы

ГРАФИК ПРИЁМА ГРАЖДАН РУКОВОДЯЩИМ СОСТАВОМ МО МВД РОССИИ «КУРТАМЫШСКИЙ» НА ФЕВРАЛЬ 2025 ГОДА

Все новости рубрики Общество