Уже не одно столетие в мире и согласии живут на зауральской земле русские и казахи, татары и башкиры, украинцы и армяне. В соседнем Альменевском районе, например, есть деревня Вишняково, население которой состоит из казахов, татар и башкир. Когда-то деревня жила полной жизнью, в годы войны люди трудились в колхозе, занимались животноводством. Ныне в ней остались одни пенсионеры. Практически безвыездно 97 лет прожила в Вишняково М. С. Шакаипова. Но жизнь порой делает непредсказуемые повороты: три года назад внучка увезла ее в Куртамыш, где 22 апреля этого года Меникамал Сайфетдиновна отметила свой 100-летний юбилей.
Наверное, о каждом человеке из того непобедимого поколения можно написать роман. Одновременно простой и богатой на события была жизнь и скромной зауральской татарки Меникамал. За свой долгий век она познала и любовь, и радость материнства, и горечь утрат, и нелегкий труд крестьянки. Досталось на ее долю лишений в годы войны. И сейчас часто вспоминает, как они с подругой возили на быках в Шумихинский совхоз зерно. В любую погоду – дождь, снег или буран – отправлялись в путь.
- У дедушки с бабушкой было огромное хозяйство, - вспоминает внучка Зоя. – Держали лошадей, коров, гусей с индюками и утками. Нелегко пришлось ей и после войны: работала дояркой, телятницей в колхозе, растила детей, а позже помогала им водиться с нами, внуками.
Меникамал Сайфетдиновна сама воспитала троих внуков, в том числе и старшую внучку Зою, у которой живет сейчас. В семье Зои это уже не первая долгожительница – полтора года назад также отметила вековой юбилей бабушка ее мужа Юрия – Таисья Николаевна Смирнова (она находится в здравии и сейчас).
Почему Меникамал Сайфетдиновна Шакаипова и Юнос Авжапарович Низамов не были официально зарегистрированы в браке, теперь уже не имеет значения. Время было такое. Главное, что жили дружно, воспитали четверых сыновей и шесть дочерей. Муж был старше жены на десять лет. Он всю жизнь занимался скотоводством – работой не из легких. Участник Великой Отечественной войны, с фронта вернулся с ранением и контузией. Может, поэтому и из жизни ушел довольно рано.
В большой семье Меникамал татары давно породнились с русскими: дочери вышли замуж за русских, внуки носят русские имена, говорят по-русски. А вот старейшина семьи почти не знает русского языка, в ее родной деревне все говорили на татарском. Живет бабушка Меникамал, придерживаясь мусульманских традиций: соблюдает уразу (пост), молится по-татарски, читает Коран.
- Ты не из свинины это блюдо приготовила? – каждый раз с опасением спрашивает Зою. – Аллах меня проклянет на том свете за такой грех!
Когда-то в этой татарской семье по праздникам готовились национальные блюда. Теперь обрусевшее потомство не придерживается традиций татарских предков, но кухню своей мамы дочери хорошо усвоили. Жарят в масле хворост и баурсаки, пекут балиш, варят бешбармак или суп с лапшой и бараниной, многое другое.
Несмотря на свой возраст, бабушка Меникамал очень любит читать. Каждый номер «Куртамышской нивы» прочитывает от корки до корки, а потом пересказывает занятой делами внучке, что нового произошло в районе.
В сотый день рождения Меникамал Сайфетдиновны большая часть ее детей, внуков, правнуков и праправнуков (всего их 35) собралась вокруг нее. К сожалению, не дожили до этого необыкновенного дня шестеро из десяти ее детей. С поздравлениями и подарками побывали в гостях у юбилярши и представители городской и районной власти (на фото). Такие события в нашем районе происходят нечасто!
Некоторые из потомков столетней юбилярши в Куртамыше оказались впервые. Говорят, что так понравился наш уютный город и сосновый бор вокруг него, что захотелось здесь жить.
Несмотря на столетний возраст, организм юбилярши крепок: сердце здоровое, глаза служат верно. Подводит только слух, да колено болит – ходить тяжело. Врачи в свое время в операционном вмешательстве отказали, мол, не делаем в таком возрасте. Поэтому передвигается Меникамал Сайфетдиновна в инвалидном кресле.
- Хорошему человеку и солнышко радуется, - точно подметил кто-то из собравшихся будто специально установившуюся, чтобы порадовать столетнего человека, погоду.
Комментарии