Стоит окончательно развеять небылицу - в Каминском будет бар. Шутка, сказанная Анатолием Ивановичем Коловым (организатором строительных работ) полгода назад в материале, опубликованном в газете в №8 от 3 марта 2022 года, быстро стала сплетней. Но вопреки этому в Каминском будет музей.
Апрель
Восстановительные работы старинной лавки, построенной более 100 лет назад Кузьмой Юговым, отцом нашего известного писателя Алексея Югова, как и планировал Анатолий Иванович, начались в срок - после схода снега и наступления долгожданного тепла. О начале строительства известил скрип досок под напором гвоздодёра и треск лопающегося шифера. Несмотря на всю аккуратность работников, старый материал давал трещины и разлетался на куски. Так прежнее перекрытие было демонтировано.
Но возведение крыши было отложено. Предстояло восстановить разрушенную кирпичную кладку – карниз. Над этим работал Александр Сиротинин. Он же и объяснил причину обрушения кирпича. Предыдущие мастера, перекрывая крышу, допустили ошибку: её основа была положена на карниз. Со временем стропила «поехали», выдавливая на своём пути не совсем надёжную точку опоры.
На выкладку кирпичей у Александра ушло много времени и сил. Да и переделывать старое всегда сложнее, чем делать новое. Много нюансов. Один из которых – размер кирпича. Старинный большего размера, чем современный.
После завершения карниза Александр приступил к потолку. В ход пошёл материал, заготовленный ещё зимой. Спустя время, когда доски подсохли, на потолок был положен утеплитель.
Май
Праздничные майские стали трудовыми буднями. Самому Анатолию Ивановичу, вопреки сплетне о баре, барствовать не приходилось. Об этом свидетельствовала и резкая потеря в весе. Постоянное отсутствие дома, исключение из режима дня обеда и полдника сделали своё дело. Но это было не зря.
Накануне Дня Победы блеск новой оцинковки резал глаз. Крыша была возведена. Чуть позднее появятся водосточные лотки и ветровые доски. Их креплением занимался Александр Рябков.
Теперь с высоты нужно было спускаться на землю и переходить к фундаменту. Здесь снова возникла проблема. Всё основание будущего музея было засыпано землёй. На помощь пришёл Иван Скоробогатов (студент Берёзовского агропромышленного техникума). Ловко управляя трактором, он проделал ювелирную работу, прошёл остриём лопаты в нескольких сантиметрах от фундамента, не повредив его. Оказалось, что здание довольно высокое. Но заваленные песком стены делали его приземистым на протяжении многих лет.
Лицевая часть бывшего магазина была готова для дальнейшего восстановления. Противоположная же стена требовала большего внимания. Она была частично разрушена. Клён, воспетый Есениным, годами соприкасаясь с кирпичом, постепенно выкрашивал его. Тонкая ветка стала грозным оружием в борьбе с цивилизацией.
Избавившись от упругих побегов дерева, мы не избавились от проблемы. Корни, цепко вросшие в землю, не желали погибать. Было решено окапывать мощные корневища, обвязывать тросом и вырывать. Некоторые представители флоры настолько прочно укоренились, что заставляли Т-25 рыть ямы. В течение дня природное восстание было подавлено. Техника и руки сделали своё дело.
Уже в последние дни месяца начались работы по заливке фундамента. Бетономешалку предоставил фермер из соседней деревни Белое Денис Колбин.
Ведро воды, ведро цемента, два ведра гравия и песок – простая формула для ума, но такая сложная для рук. Состав помощников менялся, но основными оставались Галина Дмитриевна Рябкова и Фаина Дмитриевна Шныгина. Сразу на ум приходит строчка: «Есть женщины в русских селеньях…». Они действительно ещё есть. Нет, не думайте, что всю основную работу сделали только женщины. В русских селеньях остались и мужчины. Николай Иванович Найданов, Геннадий Степанович Показаньев и Аркадий Михайлович Сорокин возвели опалубку для будущего фундамента. В землю надёжно вбивалась арматура, сплетённая между собой проволокой. Уже позднее мужчины смеялись между собой: «Металла в этом фундаменте столько, что после попадания снаряда он останется цел». Сам же Анатолий Иванович таким образом подчистил запасы в гараже, оставив лишь самое нужное себе.
Перед окончанием основных работ была найдена серебряная накладка для иконы. «Мария Магдалена и Иисус». Наверное, это к удаче. Теперь она зай-мёт своё место в музее.
Июнь
После работы на земле Анатолия Ивановича вновь потянет ввысь. Последним штрихом для крыши станут незамысловатые узоры для карниза и фронтона. Из-за отсутствия станка вырезаны они будут машинкой УШМ или по-простому «болгаркой». Получилось совсем даже неплохо. Но инструмент почему-то был испорчен и к концу работы дымил и искрил. Старший сын Анатолия Ивановича Алексей, принимая от отца заказ на новую «болгарку», скажет: «Пап, не нужно ей пилить всё подряд». Видимо, такие эксперименты с оборудованием папа устраивает довольно часто.
Достаточно много времени ушло на восстановление окон. Нужно было найти стекло «четвёрку», а сами рамы зашкурить и покрасить. Проходить кистью по ним пришлось трижды. Старое дерево, находящееся долгое время без защитного покрытия, моментально впитывало лакокрасочный материал.
В кратчайшие сроки были поставлены две опоры, одна из которых для подведения электричества, другая послужила основанием для уличного громкоговорителя.
Июль
Месяц выдался жарким в прямом и переносном смысле. Сделано было многое. Самое важное – пол. Старые и прогибающиеся плахи демонтировали. Несколько маток также подлежали замене.
Под вскрытым полом не обнаружилось ожидаемого подвала и спрятанного в нём клада, но были найдены кованые гвозди.
Спустя несколько дней появился новый «нешумный» пол.
Исполнилось обещание Анатолия Ивановича, сказанное девять месяцев назад – были восстановлены двухстворчатые металлические двери. Старые, в одну створку, ликвидированы. Кирпич, закрывающий часть проёма, выбит.
Крепить большие двери из 3-х миллиметрового листового железа к кирпичным проёмам – неудачная идея. Поэтому была выставлена рамка из профильной трубы. Её основание приварено к арматуре и залито в ступеньку крыльца.
Хлопоты доставила верхняя перегородка рамки. Её нужно было выгибать на станке. Делать копию старых дверей – деревянная дугообразная накладка над дверью – мастера не стали. Да и выглядело бы это безвкусно.
Кратковременное июльское похолодание и затяжные дожди не остановили работу. В течение дня Михаил Михайлович Анцыферов ровным швом приварил увесистую конструкцию. Здание приобрело солидный вид. Сварщик не подвёл. Чего не скажешь о шарнирах, с которыми пришлось повозиться. Створки на неразработанных деталях «ходили» тяжело. На помощь пришёл баллончик с весёлым названием «Валера» (аэрозоль для смазывания и удаления ржавчины).
Чуть позднее к воротам будут приварены декоративные элементы и ручки. Уже в следующем месяце Анатолий Иванович пройдётся по створкам латунным диском, изрядно напылив. На железо ляжет слой грунтовки и чёрной краски. Элементы ковки приобретут бронзовый оттенок.
Август
В последний месяц лета начались работы по внутренней отделке помещения. Стены находились в плачевном состоянии. Старая штукатурка, подвергаясь воздействию негативных атмосферных явлений, пластами отслаивалась от стен.
За дело взялись Сергей Юрьевич Михайлов и Евгений Николаевич Русинов из Ярков.
Началась очистка стен от старого покрытия, грунтовка, выравнивание и много прочей сопутствующей работы. После окрашивания стен на пол была постелена плита ОСП, затем линолеум.
Отдельного внимания заслуживают тепловые двери из дерева. Они, покрытые морилкой цвета мокко, стали сами по себе украшением здания.
Неприглядная вначале ремонта печь заблестела свежим лаком, а восстановленная труба вновь выпустила дымок.
Громкоговоритель, долго молчавший, был проверен. По окрестности раздались всем знакомые ноты. На подключенном USB-накопителе была записана песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко. Оборудование «Амфитон» (звукоусилитель) не потеряло свей актуальности и в наши дни.
Стоит упомянуть и о внутреннем наполнении музея. Само помещение решено условно разделить на две части: первая – со стеклянными витринами, вторая – инсценировка жилого помещения. Сейчас поставлена задача, найти подходящую мебель. Уже есть кросна, прялка, колыбель, самовар, утюг и прочие предметы быта.
Почищенные витрины уже ждут своего часа. В них разместится коллекция старинных вещей. Человек, подаривший её, пожелал остаться неизвестным.
Работы будут продолжены в следующем году: покраска фасада здания, восстановление выкрошившихся кирпичей (часть узора под карнизом), облагораживание прилежащей территории. И, конечно же, крепление таблички, которая уже заказана в Тюмень Ивану Алексеевичу Козловичу.
Виктория Сорокина,
с. Каминское.
От редакции: автор материала, студентка журфака КГУ, уже давно сотрудничает с газетой, наши подписчики с удовольствием читают её статьи. Поэтому уместно будет дополнить данную публикацию ещё одной благодарностью от каминцев. Её мы получили, когда готовили номер в печать. Односельчане решили поблагодарить через газету Викторию Сорокину за помощь в восстановлении старинного здания. А ещё ей говорят спасибо за посадку цветов у сельского парка. «Всё лето Вика их поливает и пропалывает участок», - пишут каминцы. – «И её маме Ларисе Викторовне тоже большое спасибо!»
Комментарии