Сегодня большой популярностью пользуются масс-маркеты, и человеку проще взять сразу что-то универсальное. А как же настоящее творчество? Значит ли это, что тонкая прикладная работа исчезнет навсегда?
Поговорим об этом сегодня с мастером по кружевоплетению Светланой Шушариной.
- Кружевоплетение на коклюшках – очень трудоёмкая работа. Расскажите, пожалуйста, как и почему Вы начали этим заниматься?
- Как-то рассматривала я старинную вещь, хранящуюся у бабушки в сундуке. Кружевная косынка, сплетённая затейливыми узорами, завораживала. Никто в семье не плёл кружева, видимо, купили у мастериц косыночку, означавшую в те времена достаток и вкус модниц, щеголявших в таких изделиях. Вот и моя любовь к кружеву началась с этой прабабушкиной косыночки. Хотелось понять, как устроено кружево, как плетётся? В общей сложности, с перерывами на декрет, плету около 20 лет.
- Вы уже достаточно опытный мастер, а сколько курсов нужно пройти, чтобы обучиться?
- Обучение прошла в училище культуры по мастерству кружевоплетения, а дальше училась самостоятельно. Трудно было достать сколки (технические рисунки, по которым плетётся кружево). Книг было не сыскать, любой клочок из журнала с кружевом бережно хранился. Ну, а с появлением Интернета стало много информации: так я узнала о семинарах в Вологде и отправилась учиться плести в столицу кружев.
- Как считаете, интересно ли это сейчас молодому поколению?
- Кружево интересно всегда. Многие восхищаются его изяществом, сложностью, красотой, воздушностью. Входят вновь в моду кружевные воротнички на платьях, делающие образ своей хозяйки неповторимым, романтичным.
- А если говорить о самом процессе плетения на коклюшках, может ли это заинтересовать молодёжь?
- Процесс плетения - это своеобразная медитация. Ведь нужно просчитывать все ходы, как в шахматах, это релакс под звон коклюшек, это красивые, неповторимые вещи, созданные своими руками. Ещё одна мотивация для начинающих плести - иметь достаточно дорогую, эксклюзивную вещь, которую не каждый может купить. Есть спрос на авторские вещи, выполненные с душой и неповторимые. На выставках и фестивалях это очень прослеживается. Устали люди от однообразия, безликости, хочется уюта, душевного тепла. Кружевоплетение возрождается: совместные проекты, где участвуют кружевницы со всей России и не только, способствуют большему интересу общества. Вологодский музей кружева постоянно проводит такие мероприятия, в которых я с удовольствием принимаю участие. Организуются школы, студии в разных городах, онлайн-курсы.
- Если кружевоплетение сейчас действительно набирает обороты, зарабатываете ли Вы на своём творчестве?
- Личный заработок на кружеве сейчас в основном на фестивалях-ярмарках, где мастера представляют свои работы, например, «Иван-да-Марья» проходит четыре раза в год в Екатеринбурге, есть заказы по Интернету.
- Что бы Вы хотели сказать своим последователям?
- Слушать своё сердце и не бояться трудностей, не принимать во внимание людей, не ценящих ваше творчество. Поэтому дарите красоту, радуйтесь сами и радуйте людей, учитесь, совершенствуйтесь, творите!
И. Шушарина,
студентка Уральского
федерального университета.
Справка
В Куртамышской детской школе искусств успешно реализуется творческий проект «Центр ремёсел и традиционного творчества», в рамках которого обучающиеся знакомятся с народными художественными промыслами, бытовавшими на нашей земле. С 15 января Детская школа искусств объявила набор детей (возраст 8 - 9 лет) и взрослых на обучение по программе «Кружевоплетение на коклюшках». Справки по телефону 8 (35 249) 2-44-31. Приём документов осуществляется по адресу: пр. Ленина, 4 а.
Комментарии