А вы знаете, что общего между кардиналом Ришелье и советским актёром Александром Ширвиндтом? А чем схожи Наполеон и Уинстон Черчилль? Первые двое коллекционировали курительные трубки, вторые – оловянных солдатиков, император Петр Первый собирал редкие монеты, а писатель Иван Тургенев – шахматные фигуры.
Коллекционирование – это одно из древнейших увлечений человечества, которое никогда не выходило из моды. Коллекционеров, известных и безызвестных, много и сейчас. Есть такие люди в нашем районе.
В селе Закомалдино живёт Леонид Александрович Кочарин. Он коллекционирует обёртки от конфет. Многие скажут, что это несерьёзное увлечение, скорее, даже детское. Но собирать свою коллекцию Леонид Александрович начал как раз-таки не в детстве, а уже в зрелом возрасте, с 1996 года.
Желание коллекционировать обёртки пришло после того, как он увлёкся плетением цепочки из фантиков. Тогда все знакомые, желая помочь ему, приносили фантики, остававшиеся после новогодних праздников. Так, он сплёл цепочку, на которую ушло более пяти тысяч фантиков. Сначала оставлял только самые красивые фантики, а потом, когда вошёл в азарт, все – главное, чтоб они не повторялись. Так за эти годы была собрана коллекция из 12 000 фантиков.
Посмотреть её я отправилась не одна, а с Натальей Васильевной Кочариной, много лет проработавшей мастером сахаристого цеха, а потом и начальником кондитерского цеха Куртамышского пищекомбината.
- Вы, наверное, сладкоежка? – сразу же спросила я.
- Конфеты люблю, но не злоупотребляю ими, по две-три конфеты в день съедаю, не больше, - ответил Леонид Александрович, приглашая посмотреть свою коллекцию.
Несмотря на такое количество экземпляров, она довольно компактная, размещается в нескольких ящиках. Все фантики разложены по конвертикам. Каждый конверт пронумерован и сложен по порядку в коробку. Например, в одном конверте находятся фантики от конфеты «Ласточка» разных кондитерских фабрик и годов производства. В другом конверте обёртки от конфеты «Мишка на севере» и так далее. Конверты аккуратно подписаны, на каждом указано, сколько обёрток в нём, разложены по алфавиту. На внутренней стороне ящика указано общее количество фантиков.
Леонид Александрович и по сей день продолжает пополнять свою коллекцию.
- Ну, если говорить профессиональным языком, то правильнее их назвать конфетный этикет, - подсказала нам Наталья Васильевна, - такой термин используют в промышленности. Когда я проходила практику на Челябинской кондитерской фабрике в 1968 и 1969 годы, там уже вовсю использовались завёрточные машины, здесь же, в Куртамышском пищекомбинате, куда я попала по распределению в 1970 году, большую часть продукции заворачивали вручную, этим было занято человек 20, не меньше. Было только две старых машины-полуавтомата для карамели и конфет «Школьные» и «Премьера», позднее появились три полностью автоматизированных новых машины немецкого производства.
- А мне всегда хотелось побывать на кондитерской фабрике и посмотреть, как заворачивают конфеты, - поделился своей мечтой Леонид Александрович. – Но не сложилось.
- А сколько конфет производили на нашем пищекомбинате! – вспоминает Наталья Васильевна. – Восточные сладости, драже, шоколадные конфеты, одной карамели только более 30 наименований!
- А какие вкусные они были, - соглашаемся с ней мы.
- В те годы для производства использовали только натуральные ингредиенты: сахар, патоку, фруктово-ягодное пюре, ароматные эссенции, какао-порошок, какао-масло, сгущённое молоко, масло сливочное, пятизвёздочный коньяк. Заменители начали применять в девяностые годы, и вкус конфет изменился.
Наталья Васильевна достала из ящика конверт с обёртками от конфеты «Чио-Чио-Сан», пересмотрела все. Ей очень хотелось найти именно ту обёртку, что была в пору её детства, но поскольку Леонид Александрович начал собирать свою коллекцию в более поздние годы, такой не оказалось. Нашлись похожие, но такие обёртки появились позднее, а вот для меня они, наоборот, были узнаваемые.
- До сих пор помню случай из детства, связанный с этой конфетой. Жили мы тогда в селе Станционное Костанайской области. Однажды мы, дети, решили организовать концерт для жителей своей и соседних улиц. Даже нарисовали билеты и продали их взрослым. И вот после концерта на вырученные деньги отправились в магазин и купили конфеты “Чио-Чио-Сан”, из всех они были самые дорогие и редко, кому их покупали. Разделили на всех артистов, досталось по полторы конфеты каждому, но, мне кажется, вкуснее ничего я не ела никогда. Обёртку от конфеты я не выбросила, и ещё долго разворачивала её и вдыхала сохранившийся аромат лакомства, - вспоминает она.
Соглашусь с Натальей Васильевной, что это была одна из самых вкусных конфет и в нашем детстве. Элитные шоколадные конфеты в конце восьмидесятых достать было непросто, и в доме они появлялись накануне какого-нибудь праздника. Мама прятала их в сервант, наивно полагая, что мы не знаем, где тайник с конфетами. Не все конфеты «Чио-Чио-Сан» и «Василёк» сохранялись до праздника, а вот за «Красный мак», «Кара-Кум», «Маска», «Золотой Петушок» можно было не переживать, хоть они и тоже были вкусными и дорогими - я их не любила.
Всё дело во вкусе. Думаю, на каждого любителя найдутся свои конфеты. Леонид Александрович, к примеру, предпочтение отдаёт батончикам.
К слову сказать, собирательство фантиков – не единственное увлечение жителя села Закомалдино. Много лет назад коллекционировал марки, прищепки, винные этикетки.
Как большинству коллекционеров, ему свойственны такие черты как бережливость, хозяйственность и даже некоторая педантичность. Если вы спросите, какая погода была 26 августа прошлого года, он вам ответит на этот вопрос, а ещё сможет рассказать, чем запомнился ему этот день, потому что ведёт дневник – делает короткие записи в тетрадях, отмечая погоду, давление, важные дела, встречи, покупки с указанием цен.
А ещё он творческий человек: мастерит шкатулки из термосалфеток, плетёт рамочки для фотографий из ниток мулине, и каким-то невероятным способом, помещает в стеклянные бутыли собранные им же деревянные конструкции. Секрет мастерства он не стал нам раскрывать, но пообещал, что за предстоящую зиму создаст уникальную коллекцию – все буквы алфавита в стеклянных бутылях.
Родом Леонид Александрович из Пермского края. Когда ему было десять лет, семья переехала в Куртамыш, где он и прожил многие годы, отработав 25 лет слесарем на Куртамышском ремзаводе. После выхода на пенсию начал класть печи. 12 лет назад он приехал в Закомалдино сложить печь, да так здесь и остался…
- За 35 лет я сложил 610 печей, - добавил Леонид Александрович, прощаясь с нами, а заодно пообещал позвать в гости, когда будет готова коллекция-алфавит.
Комментарии