Первый брифинг для представителей зауральских СМИ врио губернатора Вадим Шумков начал с извинения за 15-минутную задержку (второй рабочий день, очень напряженный график), а также с просьбы задавать вопросы чётко, по теме, без длинных речевых оборотов. За 30 минут Вадим Михайлович ответил на 18 вопросов, касающихся направлений его предстоящей работы и личного взгляда на решение тех или иных проблем. Ответы были ёмкими, содержательными, конкретными.
Первый вопрос касался судьбы прежнего губернатора, а точнее, его нового места работы.
- Я как врио губернатора Курганской области не вправе заниматься трудоустройством Алексея Геннадьевича. Насколько я его знаю, он человек достойный, у него идут переговоры по нескольким направлениям, его задача – выбрать для себя более подходящий вари ант. Если ему нужна будет поддержка, я его обязательно поддержу.
О «точках прорыва» и инвестициях
- Вадим Михайлович, каковы, на ваш взгляд, точки прорыва для Курганской области?
- Прорыв – не совсем подходящее слово, лучше сказать точки развития. Единственная точка прорыва – это люди. Не ждите от меня уникальных решений, что я буду рассказывать, про технологии, про урановую руду. Главное – это люди, которые вместе со мной и с вами будут заниматься развитием. А отраслевые приоритеты мы определим в ближайшее время. Они вам понятны, и мне тоже, я здесь родился и некоторое время учился. Мы прекрасно понимаем, что с точки зрения налогов и реального развития экономики в приоритете промышленность, с точки зрения занятости – конечно, сельское хозяйство. Люди должны работать. Как только люди теряют работу, начинается деградация населения, территории. Этого нельзя допускать, тем более, что мы – приграничный регион. Но могу пообещать, что работа по этим «точкам прорыва» будет максимально активной, а главной точкой опоры будут люди - жители Курганской области, члены областного правительства и вы вместе с нами.
- На прежнем месте работы вы плотно занимались привлечением инвестиций. Будет ли это приоритетным направлением в Зауралье? Наша область не такая богатая и привлекательная, как Тюменская…
- Я занимался не только инвестициями, но и экономикой и экономическим планированием, агропромышленным комплексом, предпринимательством, внешними связями, работой с иностранцами; в определённый период времени – туризмом и лесными отношениями. То есть, в мои обязанности входил достаточно широкий круг вопросов. Конечно, в Курганской области другая ситуация, нежели в Тюменской – и с точки зрения возможностей, и с точки зрения потенциала. Я уже говорил, что наша задача – встретиться с местным деловым сообществом, понять, что и где состоятельным людям Кургана (а их не так уж и мало) мешает вкладывать деньги. Разработать совместную программу действий по преодолению внешних и внутренних барьеров, а потом уже говорить о внешних инвестициях. Но самое главное в этих переговорах – обеим сторонам переговоров держать своё слово. Это моё правило, я так и планирую работать в Курганской области.
- Какова, по-вашему, конечная цель поиска инвестиций?
- Слово «инвестиции» формальное, холодное. Главная цель поиска инвестиций - новые рабочие места, улучшение качество жизни, обновление инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, благоустройство. Это всё – инвестиции, они бывают частными и бюджетными, с теми и другими надо тщательно работать. Но главное всё-таки – новые рабочие места. Если человек прочитал, что привлекли инвестиции, но при этом не получил работу с хорошей зарплатой, ему от этого ни тепло, ни холодно.
- Есть ли у вас намерение поднимать уровень жизни граждан?
- Это моя основная задача. Любая власть любого уровня должна действовать так, чтобы люди в Курганской области жили лучше.
О преемственности власти
- Представляя вас 4 октября, полдпред Николай Цуканов говорил о преемственность власти. Вероятно, об этом с вами говорил и Президент Путин. Как вы понимаете этот термин?
- Да, у меня с Президентом был очень содержательный разговор, я не буду передавать его содержание, потому что он меня не уполномочил на это. Там были и достаточно личные моменты, о которых не хочу распространяться. А преемственность власти понимаю очень просто – опираться на лучшее. Это просто – сказать, что до меня всё было плохо, я это расчищу. Мы, как страна, это уже проходили. До 1917 года шли в одном направлении, потом всё сломали. А потом оказалось – то, что сломали, было хорошо. Мы потеряли в одном периоде 70 лет и в другом – 20. Потому я исповедую простую вещь: то, что здесь было хорошо, наработано, проверено временем, удовлетворяло людей, которые здесь живут, будет оставлено и максимально улучшено. А зачем оставлять нерабочие механизмы, структуры, людей, отношения?
Принцип прост: никаких изменений ради самих изменений, только ради лучшего для людей. Тогда преемственность будет полная в части улучшения жизни Курганской области. Это я обещаю.
- Вадим Михайлович, в первый рабочий день вы посетили индустриальный парк, встречались с Бобровым. Как вы будете решать проблему высоких энерготарифов?
- Алексей Олегович (совладелец корпорации «СТС» Алексей Бобров, которой принадлежит индустриальный парк – ред.) – конструктивный человек. Высокие тарифы – проблема не только Курганской области, но и его, потому что если клиенты не смогут покупать энергию по этой цене и развиваться, то завтра этих клиентов не будет, они умрут. А он хорошо умеет считать деньги, мы с ним договорились встретиться в ближайшее время уже более предметно. Насколько я в курсе, предыдущий губернатор работал над этой проблемой, уже определённый сдвиг произошёл, тарифы стали чуть поменьше. Но я с вами согласен, что пока они высоковаты для экономических субъектов Зауралья, здесь не очень сильные предприятия промышленности. Конечно, хотелось, чтобы тарифы были пониже. Для этого есть технические решения. Мы с Алексеем Олеговичем будем встречаться, разговаривать и, уверен, будем договариваться.
- Какое время требуется вам, чтобы оценить ситуацию и подготовить развёрнутую программу действий?
- Есть такие ситуации, которые я и за долгое время вряд ли смогу понять полностью, потому что задача высшего органа власти региона – не лезть в каждую щель, пытаясь досконально понять, как молоко доится и зерно растёт. Наша задача – расставлять людей, которые в этом понимают, и грамотно ими управлять. Честно скажу, что процентов на 80 я ситуацию в Курганской области понимаю. Для меня это не чужой регион. Здесь нет «эксклюзивных» проблем, в других регионах с не очень хорошей социально-экономической ситуации они во многом повторяются. Но есть детали, которые надо изучить. Я думаю, на это хватит 1,5-2 месяца. Но я не собираюсь делать программные заявления, просто буду работать.
Губернатор, если у него правильная команда, не занимается рутиной и текучкой – этим занимаются люди в правительстве и уполномоченных организациях. Задача губернатора – расставлять приоритеты, формулировать задачи и осуществлять контроль их выполнения. Я уверен, что до конца этого года мы разберёмся с детализацией проблем, сформируем основные направления «точек прорыва» и, если потребуется, выступим с программным заявлением. Наша просьба к вам – максимально подробно и развёрнуто объяснять жителям области наши действия. У меня нет задачи формировать стратегические задачи, не связанные с запросами жителей области. Только на их благо! Им нужны рабочие места – это основное направление работы, нужно тепло в домах – ключевое направление работы, им нужна вода, качественные образовательные и медицинские услуги - это тоже главные направление работы. В общем-то, я и сделал программное заявление (улыбается).
Искренность, прямота, профессионализм
- Каковы основные принципы вашей работы? Как вы считаете: Курганская область – промышленная или сельскохозяйственная?
- Я уже говорил о своих принципах – искренность, прямота (у всех нас очень мало времени, не хочу тратить его на интриги), профессионализм. Ещё - максимальная нацеленность на результат, потому что часто люди ориентируются на действие - я был, старался, делал. А результат? Я понимаю, что всем тяжело, но моя личная формула - всё рассудит его величество результат.
Что касается второго вопроса – вы сами на него ответили: и промышленная, и сельскохозяйственная. Насколько я знаю, в Зауралье нынче собрали более 1,5 млн. тонн
зерна, в прошлом году было более 2 миллионов. Есть подвижки в мясном скотоводстве. В декабре в Сафакулево будет вводиться крупнейший тепличный комплекс. В области порядка 4-х десятков крупных промышленных предприятий, и задача – сделать их максимально эффективными. Когда заводы ложатся и падают, происходит моментальная деградация рабочей силы, и это огромная потеря для государства. Два, три, пять лет – и специалиста, в подготовку которого вложены огромные деньги, уже не вернуть. Поэтому промышленность тоже будет основным приоритетом. Мы в первую очередь будем заниматься загрузкой уже существующих заводов и строить новые – они области нужны, как воздух.
- Вадим Михайлович, какие кадровые решения вами уже приняты? И по какой причине вы в первую очередь решили посетить технопарк?
- В этом не было никакого умысла, программу формировали совместно с аппаратом полномочного представителя Президента. Вот и вся причина, не ищите здесь двойного дна.
Касательно кадровых решений – я не намерен торопиться, потому что, повторюсь, за этим стоят конкретные люди, у них есть семьи, кредиты, ипотека. Если они будут неэффективно работать, постараюсь до них максимально корректно донести. Никаких «маханий шашкой» и масштабных чисток не планирую. Будет только один критерий – эффективность работы с точки зрения поставленной задачи. Всё! Никаких люблю – не люблю, нравится – не нравится… Есть двухмесячные законные рамки для отставки старого правительства и формирования нового, думаю, мы в них уложимся. Просьба к СМИ не полоскать, не писать «губернатор избавился от того-то». Не делайте людям то, чего не хотели бы получить сделанным по отношении к себе.
- В день вашего представления в новой должности вы ездили в Далматовский монастырь. Просили помощи у преподобного Далмата или были другие цели?
- Далматовский монастырь является ведущим историко-архитектурным памятников Урала и Сибири. Провожая полномочного представителя Президента в УрФО до границ области, я не мог проехать мимо этого памятника, тем более, что бывал там неоднократно. Для меня Далмат – очень уважаемая личность, и мне в первую очередь было интересно, как монастырь развивается, какие там есть проблемы, что происходит с памятником, оставленным нам нашими предками. Независимо от того, какого вы вероисповедания, нельзя допускать разрушения памятников. Вчера мне владыка сообщил в разговоре, что в Курганской области порядка ста, как он аккуратно выразился, «руинированных» памятников архитектуры. Это очень плохо. Всё начинается с духа людей: если они не уважают память предков, разрушают её, то сложно будет изменить сегодняшнюю ситуацию. Этими вещами надо заниматься параллельно, и я бы хотел посмотреть возможности федеральной целевой программы по сохранению памятников, отдельно встретиться с людьми, которые принимают решения – вот в чём была цель поездки.
«Главная просьба: пишите правильно»
- Какой помощи вы ждёте от средств массовой информации, в частности, от областной газеты «Новый мир»? Мы готовы вам помогать.
- Спасибо за это! Ещё ни разу в жизни не встречал такой быстрой присяги (смеётся). Главная просьба: пишите правильно. И не то, что власть требует, а правду. Не исковеркав наши слова, не подделав информацию, не передёргивая события. Я понимаю, журналистам хочется подать под острым углом, тем более, что спрос на есть. Не надо этого делать! Людям сейчас очень тяжело, а если их ещё и кошмарить «желтухой и чернухой», иногда искусственной, высосанной из пальца…. 70 процентов информации интернет-порталов – убиты, взорвалось, сгорели, украли, погибли в ДТП… Всё очень плохо, будущего нет. И что вы хотите после этого? Если людям каждый день вбивать в голову только это, не будет никакого развития. Тем более, в Курганской области. Но это и не означает, что надо заниматься «малиной». Просто пишите правду. Проблемы есть везде. Необходим конструктив, понимание, что власть работает (а она будет работать, я сам за это буду отвечать). Необходимо понимание, когда, где и какие будут приняты решения для улучшения жизни людей. Не надо ничего передёргивать и мазать жёлтой краской в угоду каким-то интересам. Вот в чём просьба, а остальное – ваша работа.
- За время до выборов в сентябре 2019 года вам нужно заслужить доверие избирателей. Как вы будете это делать? Насколько будете открыты для людей и СМИ?
- Я буду работать! А сообщать об этом буду через вас. Я максимально открыт для СМИ, вы – мои лучшие помощники. Сам я никогда не смогу довести до всех информацию о том, чем мы занимаемся, мне не хватит времени. Но с учетом ваших масштабов информацию получат сотни тысяч людей на территории Курганской области. Просьба только одна – помогайте. Обещаю, что будут регулярные встречи с представителями СМИ, с населением. У меня с людьми хорошо получается общаться, я сам – деревенский, вырос не с золотой ложечкой во рту и понимаю специфику жизни.
- Как вы любите отдыхать, что для вас отдых?
- Очень люблю читать книги по истории и смотреть документальные фильмы. История вызывает у меня личный интерес и приносит пользу в работе. История – это не просто какие-то схоластические данные. Если вы хорошо знаете историю, у вас будет стопроцентное понимание, почему сейчас так происходит и что будет потом. Жизнь идёт по природной спирали. Всё имеет свои корни, своё объяснение, нужно эти процессы понимать. В 90-е годы мы тоже прошли определённый путь, нахватали с Запада экономических, приватизационных моделей. Но не все они прижились у нас, потому что не были рассчитаны на наше население. Для русского советского человека определяющим является не слово «закон», а слова «правда и справедливость». Первый свод законов на Руси назывался «Русская правда», у нас не прижились саксонские нормативы, но не все люди это понимают. Работая на государство и принимая решение, нужно чётко понимать, что было до вас, что происходит сейчас. И тогда придёт понимание, как сделать, чтобы завтра стало лучше.
В заключение Вадим Шумков ещё раз подтвердил готовность встречаться со СМИ регулярно, чтобы жители Курганской области имели максимально качественную информацию. «Это нужно и мне, и вам, и им. Для меня нет «нерукопожатных» СМИ, если при этом они не переходят рамки. Рамки всё равно существуют, я не понимаю
вседозволенности. Она ведёт к хаосу, а хаос – к отрицанию человеческих принципов. Хотелось, чтобы вы эти вещи понимали и воспринимали правильно», - сказал Вадим Михайлович.
Поблагодарив журналистов и попрощавшись до новых встреч, Вадим Шумков трижды крепко постучал по деревянной крышке стола. Наверное, чтобы не сглазить.
Татьяна Маковеева.
Фото пресс-службы губернатора Курганской области