Более 200 лет назад в Коноваловой произошла трагедия

Опубликованы сведения из архивов о старообрядцах, пострадавших за веру

Массовые самосожжения старообрядцев случились в нашем крае 270 лет назад, о чём повествуют обнаруженные в архиве г. Тобольска документы, присланные в краеведческий музей им. Н. Д. Томина жителем г. Екатеринбурга Алексеем Шапоренко, журналистом и краеведом.
В первой половине XVIII века наш край ещё только начал обживаться, чем и привлекал старообрядцев разных мест Исецкой провинции. Так, в декабре 1749 года «охотою своею записались» «для поселения на речку Куртамыш Окуневскаго дистрикту Буткинской слободы (д. Смолиной) крестьяне Василей Григорьев сын Шимолин, у него сын Иван да приёмыши Иван же, Савелей, Михайло Никитин сын Колесников, у него брат Козма, Елесей Сергеев сын Телминов, у него брат Тимофей, у Елисея сын Василей, у Тимофея дети Иван, Григорей, Конан Михайлов сын Куклин, у него брат Федор, у Конана дети Никифор, Конан же, у Федора дети Иван, Артамон, Влас, Осип, Дорофей Семенов сын Черепанов, у него братья Авдей, Максим, у Максима дети Иван, Филип, Никифор Григорьев сын Рышков, у него племянник Ефтефей, Пантелей Иванов сын Путинцов, у него дети Филип, Андрей, Епифан Иванов сын Поспелов, у него братья Федор, Мирон…». Так, очередная партия старообрядцев оказалась в начале 1750 года в д. Коноваловой, названной так в честь прежнего места жительства её первопоселенцев. 
Не успели старообрядцы поселиться и обжиться на новом месте, как в июне 1750 года во исполнение указов Духовной консистории, челябинским духовным заказчиком протоиереем Петром Флоровским были начаты насильственные обращения их в православие. По его требованию Исетская провинциальная канцелярия собрала в Челябинской крепости записных и тайных раскольников (старообрядцев) с их семьями из разных деревень, вероятно и д. Коноваловой. Энергичные увещевания в разгар летних работ продолжались там более месяца. 
В это время митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр издаёт ряд новых распоряжений, направленных на обращение старообрядцев в лоно официальной церкви: о признании незаконными старообрядческих браков и изъятии детей, родившихся в них, и помещение их в специальный дом, о единовременной уплате всеми вновь записавшимися в раскол двойного подушного оклада за все годы их жизни с 7-летнего возраста до 1745 г. и другие. В январе 1751 года по его настоянию принимается указ, запрещающий раскольникам переселяться из своих деревень в новые места, а всех переселившихся велено возвратить в прежние деревни и сёла. Насильное возвращение грозило и раскольникам, ранее переехавшим в Куртамышскую слободу и её окрестности. И это при том, что в д. Коноваловой, например, многие из них переселились не ранее весны 1750 года. Вообразите себе отчаяние людей. На прежнем месте они продали дома. На переезд потратились. И едва построились на новом месте, только-только целину распахали…
В то время священником Петропавловской церкви был определён Никифор Лыткин. Его отец, священник Исетского острога Гавриил Лыткин, прославился крайне жёстким отношением к старообрядцам. И было совершенно очевидно, что его сын, возглавив куртамышский приход, станет так же яро притеснять приверженцев старых церковных обрядов, рьяно выполняя указы митрополита. Всё это и привело к тому, что в ночь на 8 февраля 1751 г. сожглось 68 жителей Куртамышской слободы, а 15 февраля 72 человека в д. Коноваловой. Гарь в д. Коноваловой была организована племянником крестьянина-раскольника Никифора Рышкова 49-летним П.И. Путинцовым и его сестрой Маремьяной. Среди сгоревших записных раскольников, имена которых удалось установить, были:
1. Путинцов Пантелей Иванов сын, 1699 г.р. (по др. данным 1710 г.р.)
2. Путинцова Маремьяна Иванова дочь, 1707 г.р. 
3. Шимолин Василей Григорьев сын, 1688 г.р.
4. Куклин Конан Михайлов сын, 1699 г.р.
5. Шимолин Сильвестр Петров сын, 1710 г.р.
6. Шимолин Сергей Сильвестров сын, 1731 г.р.
7. Шимолин Тимофей Петров сын, 1715 г.р.
8. Шимолин Лука Петров сын, 1727 г.р.,
9. Поспелов Епифан Иванов сын, 1716 г.р.
10. Поспелов Федор Петров сын, 1714 г.р.
Среди потаённых раскольников известен переселившийся сюда ещё в 1748 году из д. Даниловой Буткинской слободы Обласов Данила Васильев сын, 1718 г.р. и его старший сын Обласов Ларион Данилов сын, 1743 г.р. Имена других сгоревших были указаны в ведомости коменданта Мисаилова и пока нам не известны. 
Из всех горевших старообрядцев прибывшей на пожар из Куртамыша солдатской команде удалось вырвать только одного человека, крестьянина Луку Шимолина «который весьма обгорел». Тем не менее, Луку увезли на допрос в Челябинск, где он «в Исецкой провинциальной канцелярии допросом показал», что сгореть их подговорили «дней семь назад» П. И. Путинцов и его старшая сестра Маремьяна, являвшиеся «по их раскольничьему суеверию» попами. Сам 24-х летний Лука так же сказал, что «более попов раскольничьих он не знает, а обратиться к церкви не желает». Однако, священником Иоанном Васильевым Лука в Николаевской церкви Челябинска был приведён к присяге, кроме того, священнику удалось, после долгого упорства обратить страдающего от ожогов Луку в православие, который, прожив «после оного пожегу только три дни», умер. Хотя Исетская провинциальная канцелярия подчёркивала, что причина самосожжения старообрядцев неизвестна, она легко устанавливается: это деятельность митрополита Сильвестра.
Пережив огромное потрясение, семьи коноваловских старообрядцев, потерявшие своих родных и знакомых, продолжали жить, по-прежнему уплачивая за право исповедовать и хранить старую веру двойной подушный оклад, за уплату которого никониане прозвали их «двоеданы».
В память о старообрядцах, за старую веру пострадавших, в деревне Коноваловой осенью прошлого года был установлен крест. 
С. Батуев, директор музея имени Н. Д. Томина.

 

Добавлять в RSS для Яндекс.Новости: 

Комментарии

Подведены итоги работы по рассмотрению обращений граждан, поступивших в прокуратуру Куртамышского

Все новости рубрики Общество